Джоакино Россини
![](/WI_1869/1869/ti_1871_1_rossini.jpg)
Джоакино Россини
Джоакино Россини, любимейший из итальянских композиторов, первый по общему отзыву мелодист после Моцарта, представляет собою один из редких примеров художников, рано, сразу, без всякой почти борьбы, завоевавших себе славу. Двадцати лет от роду, он был уже известен по всей Италии; двадцати пяти, он стал европейской знаменитостью.
«Со времени смерти Наполеона (писал Стендаль о Россини еще в 1823 г., стало быть задолго до появления «Семирамиды» и «Телля») «нашелся другой, о котором говорят ежедневно и в Москве и в Неаполе, в Лондоне и Вене, в Париже и Калькуте. Граница славы этого человека совпадает с границей цивилизации, а ему всего только 32 года».
Кроме таланта Россини, это быстрое распространение его славы объясняется тем, что он музыкант: его произведения играются всюду, они не требуют талантливого перевода, как произведения поэта; их не нужно ездить смотреть в какой-нибудь музеум, как картину живописца.
Россини родился 29 февраля 1792 года в Пезаро, небольшом городке в Романье. Его отец был трубач (tubatore), а мать не значительная певица.
В юности будущий композитор пел в хоре на театре, потом был дирижером в обществе «j Соnсоrdi» в Болоньи Первая оперетка Россини, "La Gambiale di matrimonio», доставившая ему 200 франков гонорария, была написана в 1810 году и играна в Венеции, но без особого успеха.
Серьезного музыкального образования Россини не имел, он не хотел слышать о контрапункте и фугах желая добиться музыкальных сведений практическим путем. Черта весьма замечательная, указывающая, что обучение в консерваториях, театральных училищах и т. д. будет идти успешнее, когда будет преподаваться не одна теория, а живое изучение произведений музыкальных, драматических и т. п. будет сопровождаться теоретическими объяснениями. Россини впрочем, был знаком с произведениями великих немецких мастеров, и выше всех ценил Моцарта. О Дон-Жуане он отзывался не иначе, как с восторгом.
Мелодии Россини одно время царили повсюду. В Вене Россини на время затмил славу даже Бетховена, в Париже перед его славой померкла слава Боальдье, Мегюля, Керубини и Гретри.
По отзыву Рихарда Вагнера, даже такой исто-немецкий гений, как К. М. Вебер заплатил дань Россини, обратив внимание на мелодичность. Как известно, это абсолютное господство мелодии теперь окончилось и даже вызвало крайнюю против себя реакцию в поклонниках драматической музыки.
Для характеристики музыки Россини, мы ничего лучшего сделать не можем, как привести стихи Пушкина из его описаний Одессы. Эти несколько стихов лучше всяких длинных рассуждений характеризируют и достоинство мелодии Россини, и то обаяние, которое производила его музыка в тридцатых годах нашего столетия. Вот эти стихи:
Но уж темнеет вечер синий.
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень-орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новой,
Он звуки льет; они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струи и брызги золотые....
Мы не станем также рассказывать всех подробностей биографии Россини, более или менее всем известных, и приводить списка всех его сорока опер, списка, много раз уже напечатанного. Довольно заметить, что производительность Россини была изумительна. Все его сорок опер написаны в промежуток между 1813— 1829, то есть по три оперы в год. Вот один из разительнейших примеров легкости, с какой писал Россини.
26 декабря 1815 года, Россини подписал условие с Чезарини, директором театра «Аргентина»; по этому условию, композитор обязывался написать оперу на выбранный директором сюжет и представить готовую партитуру к 20 января, чтобы опера могла быть поставлена на сцену 5 февраля. За это директор выплачивал ему триста римских экю. Опера—то был «Севильский цирюльник»—была написана в тринадцать дней и имела громадный успех. Надо заметить, что успеху ее много содействовали удивительные певцы и певицы. В распоряжении маэстро были Кольбран, Галли, Пиццарони, Ноццари, Давид и Гарция.
Начиная с «Севильского цирюльника», слава Россини стала быстро расти и распространяться по всей Италии. В 1822 г. был первый успех Россини в Вене; в следующем году он отправился в Англию, где был обласкан королем Георгом IV и в пять месяцев заработал 200,000 франков концертами.
Из Лондона Россини переехал в Париж. Французы, как известно, считают свою столицу законодательницей вкуса, центром вселенной; музыкальная слава считается не в славу, если Париж не утвердит ее. Это отчасти справедливо: доказательство, что даже Вагнер добивался одобрения парижан; впрочем, для того, чтобы этим «законодателям вкуса» понравилась иная вещь, требуется переменить заглавие пьесы; так напр. 8-я симфония Бетховена была ими одобрена под другим, более игривым, заглавием. Такой факт показывает, что законодатели не всегда способны оценить пьесу по достоинству и обладают достаточным запасом музыкальных предрассудков.
В Париже Россини переделал свою оперу «Маоmеttо» в «Осаду Коринфа», пополнил «Моисея», написал «Графа Ори» и наконец в 1830 году завершил свою деятельность «Вильгельмом Теллем». После «Телля», он не написал ничего, кроме известного «Stаbаt mаtеr». Плодовитый композитор почил на лаврах и остальные тридцать восемь лет своей жизни жил что называется в свое удовольствие.
![](/WI_1869/1869/ti_1872_1_rossini.jpg)
Похороны Россини
Умер Россини 14-го ноября. Похороны были великолепны; толпа народа огромная, как читатель может видеть на картинке, изображающей погребальный поезд, тронувшийся из церкви св. Троицы. В церкви, между прочим, исполнялась молитва из «Моисея». Пели во время мессы Патти, Альбонн, Нильсон, Фор и Тамбурини. Погребен Россини на кладбище Отца-Лашэза (Реrе—Lасhаisе).
Всемирная иллюстрация, № 1 (1 янв. 1869 г.)
Еще по теме
|