nik191 Вторник, 21.01.2020, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1076]
История искусства [223]
История науки и техники [285]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

80 лет со дня смерти Т. Г. Шевченко (март 1941 г.)

 

 


80 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО

 

Завтра исполняется 80 лет со дня смерти гениального кобзаря Украины Т. Г. Шевченко. Народы Советского Союза готовятся достойно отметить знаменательную дату. В столице Украины состоится встреча партийного актива с писателями Киева. Поэты прочтут свои произведения, посвященные Шевченко. 11 марта организуется торжественный вечер в Академии наук УССР. На предприятиях, в учебных заведениях и клубах Харькова состоятся вечера, доклады и беседы о великом поэте.

В Москве состоятся литературные вечера в клубах и библиотеках. В Доме актера и Военно-политической академии Красной армии им. В. И. Ленина Союз советских писателей СССР организует доклады о жизни и творчестве Шевченко.

(ТАСС).

 

Великий поэт-демократ

 

К 80-летию со дня смерти Т. Г. Шевченко

Из сорока семи лет своей жизни великий поэт-демократ Шевченко по милости царского самодержавия двадцать четыре года был крепостным рабом и свыше десяти лет — бесправным ссыльным. Остаток своей жизни он провел «на свободе», о которой сам очень красноречиво писал:

«Хороша свобода! Собака на привязи! Это значит: не стоит благодарности, ваше величество!»

Однако ничто не могло сломить величия и стойкости духа Шевченко. Каждая написанная им строка дышала страстной любовью к угнетенным и пламенной ненавистью к угнетателям. Муза его была не только музой печали, но и гневной, устрашающей мести.

Еще юношей Шевченко был послан в числе других крепостных в город Вильно, в услужение к офицеру лейб-гвардии уланского полка, сыну богатого помещика Энгельгардта. Управляющий имением счел необходимым в сопроводительной записке указать против фамилии Шевченко: годен в комнатные живописцы. Таково было первое и весьма своеобразное признание таланта молодого художника и будущего поэта.

Но барин не захотел разбираться в сопроводительных бумажках. Он сделал Шевченко комнатным казачком. Вспоминая об этом периоде своей жизни, великий поэт писал в дневнике:

«Мой помещик вменял мне в обязанность только молчание и неподвижность в углу передней, пока не раздастся его голос».

В сущности, того же добивалась впоследствии от Шевченко и вся помещичья, полицейско-самодержавная Россия: молчания и неподвижности. Но даже состоя комнатным казачком, Шевченко не смог и не пожелал удовлетворить такое требование барина.

«По врожденной мне предерзости характера, — писал он, — я нарушал барский наказ».

По той же «врожденной предерзости характера» Шевченко и дальше — на протяжении всей своей жизни — в стихах и в «житейской прозе» нарушал приказы властей и самого царя.

Лейб-гвардии улану и помещику Энгельгардту сильно не нравилось то, что собственный его казачок не только питает страсть к живописи, но и напевает «чуть слышным голосом гайдамацкие унылые песни». Легко понять, как возмутились и заволновались впоследствии все российские помещики, когда Шевченко осмелился уже не вполголоса, а во весь голос запеть сочиняемые им самим гайдамацкие песни, и притом отнюдь не всегда унылого склада.

Так или иначе, но у Энгельгардта были, по-видимому, основания не слишком дорожить крепостным Шевченко. Не вышло из него ни поваренка, ни казачка, ни дельного лакея. Да и слишком уж настойчиво просил он о том, чтобы отдать его в обучение к живописцу. Может быть, поэтому, переехав в Петербург и выйдя в отставку, Энгельгардт не стал противиться усилиям художника Брюллова и поэта, Жуковского и согласился отпустить Шевченко на волю за выкуп в две с половиной тысячи рублей ассигнациями. Неожиданно для себя 24-летний Шевченко очутился в Академии художеств, в роскошной мастерской знаменитого Брюллова, как один из его учеников.

Попав в блистательные залы Академии, Шевченко все же сохранил полную самобытность своей натуры. Об этом говорят, между прочим, и темы его работ. Молодого художника не соблазняли пышные сюжеты из далекого прошлого и не привлекали античные торсы. Он пишет «Бойца» или вполне довольствуется «Мальчиком-нищим, делящимся хлебом с собакой».

Незаурядное мастерство приносит ему награды. Но не живопись влечет уже молодого Шевченко.

«...Я задумывался, — восклицает он, — и лелеял в своем сердце своего слепца кобзаря и своих кровожадных гайдамаков».

Кисть художника постепенно уступает место перу поэта. Свое первое крупное произведение Шевченко посвящает Жуковскому. Это — поэма «Катерина», в которой с необычайной задушевностью рассказана история бедной соблазненной крестьянской девушки.

Стихи его всем своим строем, мотивами и темами тесно связаны с украинским народным творчеством: они отличаются трогательной простотой и напевностью. В эти годы появляется его «Кобзарь», ставший поистине народной книгой. И затем одна из самых крупных и замечательных вещей Шевченко — его поэма «Гайдамаки».

С могучей яркостью и силой чувства рисует Шевченко восстание украинской казацкой и крестьянской бедноты против польской шляхты. Дворянские историки с презрением и ненавистью относились к бунтарям-гайдамакам и окрестили их «разбойниками» (как, впрочем, и Пугачева и Разина). Шевченко глубоко почувствовал и отразил народную основу, народные истоки восстания так называемой «Колиивщины» в 1768 году и мастерски изобразил его вожаков — Гонту и Железняка. Наряду с ними подлинным героем поэмы является бедняк Ярема, которого символически окрестили Галайдою, т. е. бездомным, голытьбой.

Чем больше возрастала слава Шевченко, чем сильнее становилось его поэтическое влияние, тем пристальнее следила за ним своими страшными, немигающими глазами жандармская Россия.

«Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром».

Эти слова Герцена имели прямое отношение и к Шевченко. Поэт, осмелившийся в своих стихах не только «поднять голову», но и держать ее достаточно высоко, был схвачен жандармами. «За сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений» его отдали в солдаты и сослали в далекую Орскую крепость. Это было в 1847 году. На соответствующем распоряжении шефа жандармов Орлова появилась жестокая, инквизиторская и собственноручная надпись царя:

«Под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать».

Свыше десяти лет провел Шевченко в каторжных условиях ссылки. Не желая подчиниться приказу царя, он тайком продолжал рисовать и писать стихи в ссылке. Здесь родилась «захалявная книга», названная так потому, что ее приходилось прятать в сапог. Новый донос в Петербург не замедлил себя ждать. Его сочинил один из тех офицеров, которых сам Шевченко называл «получеловеками». Из столицы тотчас же последовало распоряжение: рядового Шевченко за возмутительное непослушание перевести в новое, еще более гиблое место, на пустынный и заброшенный берег Каспийского моря.

В письмах и дневниках того времени нередко вырывается у Шевченко тяжелый вздох и даже стон. Но стон этот никогда не звучит просьбой о помиловании или готовностью идти на примирение. С полным правом поэтому по истечении многих адских, каторжных лет ссылки Шевченко заносит в свой дневник не знающей дрожи рукой:

«Ни одна черта в моем внутреннем образе не изменилась. Хорошо ли это? Хорошо».

Об исключительной стойкости Шевченко можно судить особенно ясно по его творчеству. Поэт крестьянской революции, певец нищего, закабаленного в крепостном ярме крестьянства не жалел ни слов, ни чувств, ни красок для изображения трагического быта крепостнической деревни. В замечательной поэме «Сон», иронически названной «комедия» и послужившей одним из главных поводов к аресту поэта, Шевченко писал:

...А в этом раю, что под солнцем сияет,
Сермягу в заплатах с калеки снимают,
Со шкурой снимают — одеть и обуть
Княжат малолетних.

В той же поэме Шевченко как бы в подтверждение своего звания «особо важного государственного преступника» откровенно бросает в лицо всей самодержавной России:

Спросим: долго ль кровопийцам
Царствовать над нами?

Таков был Шевченко до ссылки. Таким он остался и после ссылки, вплоть до последнего дня своей жизни. «Коронованный фельдфебель», «дрессированный медведь», «не первый коронованный палач», — так зло и беспощадно клеймил Шевченко деспота на троне. Вместе с Чернышевским он звал крестьянство к топору. Еще до Некрасова он мог бы сказать:

«Дело прочно, когда под ним струится кровь».

В потрясающей поэме «Кавказ», так же, как и «Сон», написанной им до ссылки, Шевченко с удивительной ясностью поэтического взора разоблачает колонизаторскую политику царизма и призывает к братству народов. Подобно многим другим произведениям Шевченко, эти стихи нельзя было по условиям времени не только издать, но даже представить в цензуру. Их широко распространяли в списках, и они производили огромное впечатление.

Едкой сатиричностью проникнуты стихи, в которых Шевченко бичует церковь и стремится открыть глаза обманутым народным массам.

В то же время ревниво и горячо он следит за малейшим проявлением народного свободолюбия, за любой вспышкой народного гнева. «Отрадным происшествием» называет Шевченко весть о том, что крестьяне подожгли помещичий хлеб. С глубоким сожалением пишет он в своем дневнике о мужиках, которые вместо того, чтобы повесить своего грабителя-помещика, пришли просить управы у губернатора.

С годами симпатии Шевченко становятся все более определенными. Он посвящает изумительные по своей проникновенности стихи русским декабристам. По возвращении из ссылки он чувствует себя своим в тесной семье великих русских революционных демократов. К Герцену, Щедрину, Чернышевскому он обращается с возгласом — «Други мои бесценные!» И призывает их:

 «Пишите, подайте голос за эту бедную, грязную опаскуженную чернь! И за этого поруганного бессловесного смерда!»

С плебейской откровенностью Шевченко призывал народ к прямому, непосредственному действию, к открытой расправе над первым помещиком России—царем и над всеми остальными помещиками. Суровым призывом звучат такие его строки:

...Добра не ожидай,
Не ожидай желанной воли:
Ее замучил Николай,
Сама она не встанет боле.
Чтобы поднять и разбудить
Ее, больную, надо миром
Обух широкий закалить
И наточить острей секиру,
Да и скорей ее будить!

В нашей дореволюционной поэзии немного найдется произведений, которые были бы проникнуты такой жгучей ненавистью к самодержавию, как стихи Шевченко. Поэтому помещичья Россия так ненавидела поэта и так боялась его влияния.

Обер-жандарм Дуббельт в докладной записке царю назвал помещика «природным исправником» и «самым верным, недремлющим псом», охраняющим самодержавие. Все эти природные исправники и верные царские псы до последнего дня пребывания у власти произносили имя Шевченко с содроганием. Еще в 1914 году, т. е. более чем через полвека после смерти Шевченко, в России запрещено было чествовать его память.

Ленин тогда писал: «Запрещение чествования Шевченко было такой превосходной, великолепной, на редкость счастливой и удачной мерой с точки зрения агитации против правительства, что лучшей агитации и представить себе нельзя». Так оценила это событие вся революционная Россия, которая с благоговением относилась к памяти Шевченко и видела в нем «истинно народного, великого поэта-демократа, замученного царизмом» (Горький).

В свое время за границей была выпущена книжечка, отпечатанная на тонкой бумаге. Заглавие ее гласило: «Новые стихотворения Пушкина и Шевченко». Было нечто весьма символическое в такой своеобразной дружеской встрече двух гениев русского и украинского народа, преследуемых дворянской, помещичьей кликой в царской России.

С тех пор произошло немало исторических событий. В нашей стране свершилось то, о чем мечтали и Пушкин и Шевченко: народы, распри позабыв, в великую семью соединились. И уже не на серенькой обложке зарубежного революционного издания, а в живой действительности имя Шевченко стоит рядом с именем Пушкина, рядом с именами самых любимых и самых почитаемых поэтов-трибунов, отважно вздымавших факел своего творчества в мрачной ночи российского самодержавия.

 

Б. РОЗАНОВ.


Красная звезда, № 57, 9 марта 1941 г.

 

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (09.03.2019)
Просмотров: 119 | Теги: Т.Г.Шевченко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz