
Курган, 4 мая.
1-го мая в Омске состоялась торжественная церемония чествования новых государств—Чехо-Словакии, Польши и Юго-Славии — этих близких нам по крови народностей, который после векового подневольного существования вступают на путь самостоятельного государственного развития.
Все три новые государства принадлежат к великому Славянскому племени, которому, волею судеб, суждено было почти на заре своей истории подпасть под тяжелую зависимость от германского племени.
Поглощение славян, или так называемая "германизация" их, была начата немцами очень рано и продолжалась неуклонно, методически вплоть до наших дней.
Об успешности этого процесса свидетельствует то, что некогда почти все земли, занимаемые современными Германией и Австрией, принадлежали славянам. Последние занимали обширные пространства от Волги до Эльбы, по-славянски „Лабы", от которой и сами славянские народности, обитавшие в этих местах, назывались „полабскими" славянами, т. е. жившими по Ла6е.
Большинство этих славянских народностей уже настолько растворилось в Германской стихии, что от них не осталось даже и следа, и только славянские названия отдельных областей и народов, проступающие сквозь наклеенные на них немецкие ярлыки, являют собой как бы надгробный мавзолей безвременно погибших здесь славянских народностей. Таковы Круглевец—Кеннигсберг, Гданьск —Данциг и т. д. и т. д.
Германский мир давно начал свое наступление на славянство и продолжал его неуклонно вплоть до последних лет, когда Австро-Венгрия насильственно присоединила к себе славянские земли—Боснию и Герцоговину (1908 г.).
К началу грандиозной войны из всех славянских народов полной государственной самостоятельностью располагала только Россия. Все же остальные находились либо в вассальной зависимости от других, более сильных держав, либо входили в сферу их настолько сильного влияния, что о самобытном развитии их не могло быть и речи.
Эта второстепенная роль славянства в политической жизни Европы была отмечена уже давно. Прежде всего на нее указал национальный германский философ Гегель, отведший в своей философской системе Славянам последнюю ступень лестницы, наряду с совершенно дикими „не историческими" народами, как негры, ирокезы и т. под.
Подобный взгляд сделался достоянием широких слоев немецкого общества, в котором господствовало убеждение, что славянство предназначено играть роль удобрения, "навоза", для истинных носителей культуры в семье народов земного шара—германцев.
До сих пор такой взгляда находил известное оправдание в общем положении славянских народов, которое, как мы уже отмечали, было более, чем скромно.
В данное время положение круто меняется. В результате Великой Европейской войны славянские народы из подневольного существования вступают в полосу самостоятельного строения своей государственной жизни.
Таким образом, переживаемый нами момент, можно считать поворотным пунктом в истории Славянства, перед которым теперь открываются новые широкие горизонты.
Поэтому Омское торжество 1-го мая, состоявшееся в столице Возрождающейся России, как в самом крупном из славянских государств, получает значение далеко не узконационального события, а носит характер панславянского (всеславянского) национального подъема.
Нашу статью будет уместно закончить словами славянского гимна:
- Гей, Славяне, еще наша речь свободно льется!.. Жив он, жив он, Дух Славянский, будет жив вовеки он!
Kurgan_svob_1919-05-04(093)
|