
Зеленая армия
Зеленая армия состоит из дезертиров, т. е из тех элементов которые не желают принимать участия в войне.
Рекрутируется она из самых разнообразных элементов; здесь можно встретить и «хозяйственных мужичков», и средних крестьян, и бедноту, и рабочих, и самые разнообразные контрреволюционные элементы, которые пытаются укрыться от Советской власти.
Мотивы, толкающие различные элементы в состав так называемой зеленой армии, крайне разнообразны. Отчасти здесь играют роль несознательность и шкурные интересы, но есть также и определенный расчет на контрреволюцию.
Очень многие из интеллигентных зеленоармейцев рассчитывают, на то, что эти силы можно будет использовать для соединения с белыми и для подрыва Советской власти.
Эти расчеты имеют известные основания. Дезертиры должны на что-нибудь существовать. Самым простым является получение известных продуктов и изделий путем грабежа, прикрываемого чаще всего названием «реквизиция».
Зеленая армия состоит частью из дезертиров, ушедших из воинских частей и унесших с собой военное вооружение. Кроме того деревня сплошь и рядом богата винтовками, патронами, иногда даже и пулеметами, которые были увезены во время стихийной демобилизации армий, принимавших участие в империалистической войне. В это время солдаты очень часто уносили с собой вооружение и тщательно скрывали его в своих деревнях. Теперь это вооружение дезертиры забирают с собой.
Психологически дезертирство понятно. Широкие массы населения крайне устали от этой войны, которая тянется почти беспрерывно с 1914 г. Они хотят вернуться к мирной жизни. На одном из съездов коммунистической партии т. Ленин проводил ту точку зрения, что солдатские массы устали от войны, и что они будут способны сознательно защищать завоевания революции лишь в том случае, если вкусят плодов победы революции.
В этом отношении он был совершенно прав. Необходимо время для того, чтобы массы усвоили мысль о колоссальной ценности пролетарской революции. Этого времени для очень многих, особенно деревенских элементов, прошло еще слишком мало.
Они не успели еще уловить всего смысла происходящих событий и потому относятся иногда отрицательно к тем требованиям, которые предъявляются к ним Советской властью. Здесь играют роль и несознательность, и темная агитация кулацких и буржуазных элементов.
Во время Октябрьской революции очень много из тех элементов, которые теперь чувствуют себя усталыми от войны и хотят избавиться от ее гнета, принимало непосредственное активное участие в борьбе с коалиционным правительством в Петербурге, Москве и других крупных центрах.
Они упрощенно толковали главнейшие лозунги большевистской пролетарской революции. Для них она знаменовала окончание войны и возвращение домой, причем в дальнейшем уже не требовалось никаких жертв с их стороны. Они готовы были поддержать эту революцию, так как рассчитывали на быстрое прекращение какой бы то ни было войны и возвращение домой. Они могли доблестно сражаться на баррикадах в крутых городах, но потом требовали немедленного возвращения домой, считая, что все дело уже сделано.
Эти элементы недостаточно сознательны для того, чтобы оценить ту громадную опасность которая надвигается с юга и с востока, со стороны контрреволюционных армий, до тех пор, пока не соприкасаются с ней непосредственно.
В среде зеленой армии встречаются двоякого рода элементы: с одной сторочы, это пассивные элементы, не желающие воевать, скрывающиеся от повинностей по отношению к Советской власти, а с другой—злые враги, которые пытаются подорвать и уничтожить пролетарскую республику своей преступной работой.
Отношение к ним должно быть различным. По отношению к несознательным явно обманутым элементам необходимо применить самое сильное средство которым мы обладаем,—это агитация и пропаганда.
Даже наши противники должны признать, что у нас агитация и пропаганда в среде Красной армии поставлены великолепно. Признавая силу печатного и устного слова, даже такие реакционные элементы, как Колчак и польское командование, прибегают к агитации среди своих воинских частей.
То же самое средство мы должны применить для борьбы с возникновением зеленых армий.
В этом отношении большая работа ложится на коммунистические группы в волостях и уездах и на тамошние органы Советской власти. Известную часть сил необходимо выделить специально для агитации в деревне, среди призываемых и среди зеленоармейцев.
Эта агитация может быстро увенчаться успехом. По крайней мере, выступления ответственных партийных работников в местах особенного сосредоточения зеленой армии принесли ощутительные результаты в смысле парализования деятельности контрреволюционных элементов в их среде. Искренно заблуждавшиеся зеленоармейцы, выслушав речи партийных работников, оценив общую картину, охотно переходили в ряды Красной армии и вставали на защиту Советской республики.
Зеленоармейцы очень часто говорят, что они не намерены сражаться ни на той, ни на другой стороне. Однако, в этом направлении их встретило значительное разочарование. Захватив некоторые отряды зеленоармейцев, Деникин заставил их сражаться на своей стороне против Советской власти. Бессознательно они стали орудием в руках российской контрреволюции.
Разумеется особой пользы из этих отрядов Деникин не извлечет: они будут для него лишь пушечным мясом, но вред от этого получается значительный. Советская власть могла бы при известных условиях извлечь определенную пользу от этих элементов, а этого не делается. Они могли бы стать активными защитниками Советской республики, а временно становятся ее врагами.
Они часто дезорганизуют транспорт, обостряют отношения, выступают иногда в виде активной силы против Советской власти, и, наконец, контрреволюционные руководители этих отрядов переводят их на подмогу к Колчаку и другим врагам Советской республики.
Приходится отметить еще одну сторону.
Зеленая армия сравнительно хорошо снабжена оружием. Мы уже указывали на источники этого вооружения. Это—общенародный фонд, который был расхищен после октябрьской революции, а теперь расхищается дезертирами. У нас слишком мало военного вооружения, чтобы мы могли спокойно относиться к снабжению им зеленых банд в лесах.
Это оружие должно вернуться в руки вооруженного народа, а не попадать к Деникину и Колчаку, как это уже происходило неоднократно. Получить его можно, усиливая нашу партийную и советскую работу в деревне и среди зеленой армии.
Выясняя общее политическое и экономическое положение страны перед искренне заблуждавшимися и обманутыми зеленоармейцами, мы можем привлечь их на свою сторону и заставить их добровольно сдать запасы оружия, которое у них имеется. Нужна громадная работа, направленная к тому, чтобы ликвидировать старые предрассудки и рассеять народную темноту и невежество. Сил мало, но их работа сразу же даст положительные, конкретные результаты.
Арский.
(И. В. Ц. И. Ц. К-т.)
Красный Север 1919 № 070, 24 июля
Еще по теме
|