Гражданское законодательство Советской власти
Заключение брака
Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния (Собр. Узак. № 11, ст. 160) установил в Российской Республике гражданскую форму брака.
Первая строка закона говорит:
„Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки. Этим устанавливается в России обязательность гражданского брака, при которой одно церковное венчание никакого юридического значения не имеет (так навиваемый необходимый гражданский брак), в противоположность факультативному, когда предоставляется усмотрению самих брачущихся выбрать церковную или гражданскую форму.
Если стороны желают в силу своих религиозных убеждений „освятить" свой брак церковным обрядом, то они вправе сделать это (прим. к ст. 1 декрета), но церковный брак, являясь „частным делом брачущихся", не имеет никакого значения для государства.
Значит, браки, совершенные отныне только в церковной форме,—не признаются законными.
Северная коммуна 1918 № 053, 23 июля
Расторжение брака
Совместная жизнь супругов устанавливается браком не на срок, а предположительно на всю жизнь. Смерть одного из супругов является физическим пределом брака. Однако, из самой нравственной природы брака, как союза двух личностей с целью полного духовного и физического общения, вытекает, что закон должен, нормируя институт брака, предусмотреть те возможные случаи, когда союз этот лишается своего внутреннего содержания, когда по тем или иным причинам становятся недостижимыми те цели единения и общности, которые вытекают из самой природы брака, и когда оставшаяся на лицо только внешняя форма брака является тяжелым бременем для супругов.
Нет ни малейшего сомнения в том, что нравственный союз, который потерял свою нравственную основу должен быть расторгнут, иначе он явится безнравственным. Одного фактического разлучения супругов, при котором остается в силе формальная сторона брака, а следовательно невозможность вступления в новый брак,—недостаточно; наоборот, такое положение только вынуждает людей вступать в связи, не признаваемые законом. Поэтому является необходимым установление института полного прекращения брака, достигаемого его расторжением или разводом.
Буржуазное брачное право под сильным влиянием церкви, либо совсем не допускало развода, либо обставляло его чрезвычайно сложными и затруднительными условиями, так называемыми, поводами к разводу. Российские законы, в частности, в соответствии с признанной государством только церковной формой брака, передавали бракоразводные дела в исключительное ведение духовных учреждений—консисторий— для суждения их исключительно по церковным законам. Нет надобности упоминать о сложности, мертвенном формализме и дороговизне этих бракоразводных процессов с формальной стороны и о действительно мерзопакостном, вызывающем чувство брезгливости их содержания. Страдали, разумеется, от этого, как всегда, и во всем, исключительно беднейшие классы населения.
Декретом о расторжении брака (Собр. Узак. №10 , ст. 152) в Российской Республике установлена новая форма развода, отвечающая существу брака граждан рабоче-крестьянского государства и соответствующая началу обязательного гражданского брака.
К рассмотрению декрета скачала в его части, устанавливающей материальное правооснование расторжения брака, а затем—самое производство дел о расторжении, мы и перейдем.
Декрет не устанавливает никаких ограничительных условий (поводов) для развода в полном соответствии с самой сущностью брака, как свободного союза супругов. Взамен очень ограниченного круга поводов к разводу в старой России (прелюбодеяние, импотентность, лишение прав состояния, безвестное отсутствие и поступление в монашество—для православных), к тому же пестрого по своему характеру, так как для каждого культа существовали свои особые поводы, — декрет считает достаточным основанием для развода—желание о том обоих супругов или хотя бы одного из них (ст. 1).
Мих. Сергеев
Северная коммуна 1918 № 054, 24 июля
О гражданском браке
Всероссийской чрезвычайной комиссией издано следующее распоряжение:
Согласно декрета совета народных комиссаров от 18 дек. 1917 года о гражданском браке, единственно законным является гражданский брак; церковное же венчание является делом приватным и никаких правовых последствий за собой не влечет.
Между тем в паспортах иногда все еще помещается церковное венчание, а граждански повенчавшейся присваивают фамилию того, с кем она венчалась. Более того милиция иногда помещает таковое лицо как женатое или замужнее, а повенчавшемся выдается паспорт на фамилию того гражданина, с кем она повенчалась.
Таким образом, явно саботируется декрет о гражданском браке, приписывается чужое гражданское состояние женатого или замужней. Контрреволюционные священнослужители, чуя уменьшение своих доходов от совершения так называемого таинства бракосочетания, сознательно и систематически противодействуют декрету о гражданском браке и игнорируют постановление Советской власти.
Повенчавшиеся и не зарегистрированные в отделе записи браков, присваивая звание мужа и жены, участвует в контрреволюционном срыве декрета рабоче - крестьянской власти. Служащие милиции сверх того совершают преступление по должности.
Чрезвычайная комиссия, стоящая на страже декрета по постановлению рабоче-крестьянского правительства, обязана в таких случаях строго преследовать участников означенного контрреволюционного деяния, направленного против раскрепощения человеческой личности.
Северная коммуна 1918 № 135, 20 октября
Еще по теме:
Заключение и расторжение брака (1918 г.)
Материальные отношения между супругами (1918 г.)
|