Мануильский Д. З.
Заявление советской мирной делегации в Киеве
25 сентября Советская мирная делегация обратилась в редакции киевских газет с просьбой о напечатании следующего заявления:
"В связи с кампанией, поднятой против революционной обороны, к которой вынуждено было за последнее время прибегнуть Советское правительство. Российская мирная делегация считает своим долгом указать, что факты, которые легли в основание этой кампании—неверны.
Прежде всего останавливаемся на аресте патриарха Тихона. Как известно, этот предполагаемый арест является центральным пунктом протеста к цивилизованным народам и долженствовал вызвать возмущение всего христианского мира. Оставляя в стороне вопрос является ли московский патриарх Тихон русским или украинским гражданином, мы самым категорическим образом утверждаем, что факт, о котором упоминается в протесте, никогда не имел места.
Узнав о подобном акте из официального украинского документа, мы обратились с запросом в Комиссариат иностранных дел и в Чрезвычайную Комиссию и получили ответ, что патриарх Тихон арестован не был, хотя его участие в англо-французском заговоре документально установлено. Его роль, как известно, сводилась к тому, что в момент захвата заговорщиками власти он должен был устроить всенародное молебствие.
Мы в свою очередь не можем не выразить удивления, что украинское правительство, построив на предполагаемом аресте патриарха Тихона весь свой протест, не позаботилось предварительно проверить этот факт, прежде чем прибегнуть к таковому враждебному действию против Советской Республики, каким является это необычайное обращение к государствам с просьбой вмешательства в наши внутренние дела.
Что касается других арестов украинских граждан, то нами уже было заявлено,что их число значительно и преднамеренно преувеличено. Теперь, на основании официальных данных, мы можем утверждать, что общее число арестованных лиц, которых украинское консульство считает украинцами, не превышает 250 человек. Однако, из них всего несколько человек не вызывают сомнений, как украинцы. Об одном из них—сотруднике московского консульства, нами было уже заявлено, что он казнен за участие в заговоре, как начальник одной из десяток. Все арестованные или до сих пор не имеют документов от украинского консула, а тем более от губернских советов о выходе из российского гражданства, или же получают их, так сказать, „пост фактум".
В заключение мирной делегацией приводится ряд фактов в подтверждение выше сказанного и затем говорится:
"В украинской печати поднята кампания по поводу ареста кооператоров во главе с Беркенгеймом, между тем от последнего мирной делегацией получена телеграмма из Москвы, помеченная 3 сентября:
„Прошу передать кооперативам и всем газетам, что арестованные члены коллегии Центросоюза Кробов и Беркенгейм после десятидневного ареста освобождены, остальные арестованные должны быть освобождены в ближайшие дни. Лаврухин арестован не был".
Дальше Беркенгейм выражает свою благодарность украинским кооперативам. Мы утверждаем, что острота мер революционной обороны миновала и что теперешняя кампания лишена серьезного основания. Мы утверждаем еще, что ее вовсе не было бы, если бы советские войска не разбили чехословаков и не заняли Казани и Симбирска. На наши победы нужно было ответить дипломатическим наступлением со стороны «лучшей части русского общества», собравшейся в новом Кобленце —Киеве.
Вся эта кампания, за некоторым исключением, имела в виду исключительно политические классовые интересы. Это видно из того, что те, которые говорят во имя „гуманности", не находят слов, чтобы заклеймить позорную и варварскую резню, которая т. н. добровольцами производится на Дону и из Кубани не только над военнопленными, но и над увечными и ранеными.
Полномочные члены мирной делегации Раковский, Мануильский.
Северная коммуна 1918 № 117, 29 сентября
|