ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ
На некоторых железных дорогах объявляются и частично осуществляются за последние дни забастовки, при чем бастующие служащие и рабочие предъявляют к Правительству следующие требования:
1) отменить сдельную плату и вернуться к установленной советскою властью поденной или помесячной окладной оплате;
2) повысить оклады содержания,
3) право увольнения и назначения передать союзу служащих и рабочих,
4) вернуть на службу железных дорог уволенных с них активных приверженцев советской власти с уплатой им содержания за все время с момента их увольнения и
5) бастующим уплатить за дни забастовки содержание полностью.
Ныне забастовка в большинстве мест ликвидирована, но не прекращается преступная агитация за забастовки.
По поводу этих забастовок и по существу приведенных требований Временное Сибирское Правительство объявляет следующее:
С конца прошлого года советскою властью в фабрично-заводских и промышленных предприятиях и в частности на железных дорогах была введена для всех служащих и рабочих система окладного вознаграждения за труд, а существовавшие ранее сдельные и премировочные оплаты, в которых вознаграждение стояло в зависимости от размера выполненной работы, было отменено. Такая отмена устранила заинтересованность работника в качестве и количестве выполняемой им работы и имела в конечном результате неслыханное падение производительности труда, которая в свою очередь вызвала ужасающее понижение производительности предприятий и в частности понижение работоспособности железных дорог.
В виду полной необходимости для оздоровления страны повысить производительность обслуживающих ее техническо-промышленных предприятий и в частности и особенности железных дорог,—Временное Сибирское Правительство вынуждено восстановить систему сдельной и премировочной оплаты труда, при чем приступая к восстановлению ее на железных дорогах, телеграммою Управляющего Министерством Путей Сообщения № 106 от 26 июля 1917 г., предложило местным управлениям жел. дорог размер ставок сдельной, премировочной и поверстной оплаты наметить по соглашению с представителями от соответственных групп служащих и рабочих. К сожалению, последние от участия в выработке этих ставок во многих местах отказались.
Последующими распоряжениями Министерства Путей Сообщения и в частности циркуляром Управляющего Министерством Путей Сообщения № 1243, от 19 сентября с. г. дорогам была подтверждена обязательность безотлагательного введения сдельной оплаты, причем было предложено расценки ее установлять таким образом, чтобы при средней производительности труда, равной производительности в 1915 г.—1916 г., общий заработок не понижался бы против получавшегося в последнее время.
Всякие недоразумения и недовольства расценками предлагалось рассматривать в комиссиях из представителей Управления дорог и заинтересованных служащих и рабочих, с участием в подлежащих случаях представителей Министерства Труда, но рабочие и служащие от такого рассмотрения, как это было например 17 октября в Омске, уклонялись, стоя, в лице своих съездов и комитетов, на почве принципиального протеста против сдельных работ.
Всероссийское Временное Правительство, ознакомившись с положением вопроса, подтвердило обязательность введения сдельных работ, но несмотря на это, служащие и рабочие, добиваясь отмены их и отказываясь от предлагаемого им пересмотра расценок оплаты, пошли на забастовку, которая кратковременно была осуществлена на Томской дороге, на ст. Тайга и Томск и на Омской объявлена 17 октября на ст. Омск, причем присоединили к требованиям об отмене сдельных работ требования, перечисленные выше.
Из них выставленное требование о повышении окладов, с подкреплением его забастовкой, является совершенно непонятным, так как Правительство давно было занято подготовкой увеличения содержания железнодорожным служащим всех категорий, о чем им было известно, недавно закончило сложную работу по проведению этого увеличения и 16 октября в заседании Административного Совета утвердило его, так что добиваться этого повышения забастовкой не было никакой надобности.
Что же касается до требования передачи союзу права увольнений и назначений, то исполнено оно, конечно, быть не может, как расшатывающее власть и служебную дисциплину, без укрепления которых немыслимо восстановление разрушенного падением дисциплины транспорта.
Не может быть исполнено и требование о возвращении на железные дороги уволенных с них активных приверженцев советской власти, так как в целях обеспечения исправности железных дорог, обслуживающих, как неотъемлемо связанный с армией аппарат, ее боевые нужды, - к работе на них не могут быть допущены те, кто действовал и действует против нее, против государства, против России, на пользу врагов ее. Не может, конечно, поэтому же быть речи об оплате бастующим дней забастовки.
В сознании своей ответственности перед родиной, Временное Сибирское Правительство, напоминая о полной недопустимости забастовок на железных дорогах, особенно во время войны, при производящихся перебросках войск и производстве перевозок для снабжения их и для эвакуации,—требует от железнодорожных служащих и рабочих отнюдь и не под каким видом не допускать забастовок, помнить, что Правительство заботится о трудящихся и всегда готово помочь им в их нуждах и выслушать их, но не может допустить действий, клонящихся ко вреду России и делу освобождения ея от предателей и насильников,—и против таких предательских действий будет бороться самыми решительными, крайними мерами.
ПРИКАЗ
Сибирской Армии
№ 95
18 октября 1918 г., 14 ч. 30 мин. г. Омск.
В настоящий момент, когда большевики, взявшие Самару, продолжают свое наступление; когда по железным дорогам перебрасываются наши войска, — в этот момент, всякая забастовка на железной дороге является изменой родине и армии.
С изменниками, помогающими в нашем тылу немцам и большевикам, армия разговаривать не может.
Поэтому ввиду продолжающейся на ст. Омск и ее главных мастерских забастовки некоторых служащих, мастеровых и рабочих, приказываю командиру 2-го Степного Армейского Корпуса принять немедленно следующие меры:
1) Назначить одного общего начальника, коему подчинить все части войск, находящиеся на ст. Омск, Куломзино и на разъезде № 753, а также второй батальон отряда охраны железных дорог, железнодорожную милицию, заведующего передвижением войск, коменданта ст. Омск, всю администрацию, как Управления Омской железной дороги, так и вышеупомянутых станций.
2) Принять самые решительные меры к ликвидации забастовки, включительно до расстрела на месте агитаторов и лиц, активно мешающих возобновлению работ.
3) Немедленно арестовать всех членов стачечного, главного дорожного и районного комитетов Омской жел. дор.
4) Предельным сроком явки всех бастующих на службу и работы дороги определяю 19 октября шесть часов утра.
Кроме того, немедленно поставить на работу железнодорожные роты и принять все меры к тому, чтобы работа дороги не останавливалась ни на одну минуту.
За Командующего Армией, Генерального Штаба Генерал-Майор Белов.
Сибирский вестник 1918 № 49 (1918-10-22)
|