По материалам периодической печати за декабрь 1917 год.
Мирные переговоры
БРЕСТ-ЛИТОВСК. (12. ХІІ). Назначенное на 11 декабря заседание мирной конференции вновь по просьбе делегации противной стороны отложено на 25 декабря вследствие того, что ответ на нашу декларацию не выработан еще.
Состав мирной конференции
Брест-Литовск, 13-го декабря.
Сообщаю полный состав мирной конференции:
Русская делегация:
А. А. Иоффе, Л. В. Каменев, А. А. Биценко, М. В. Покровский, секретарь делегации Л. М. Карахан. Военные консулы: В. М. Альтфатер, А. Самойло и Фокке, В. Липский и Цейлер.
Германская делегация:
Министр Иностранных Дел фон - Кюльман, посол фон - Розенберг, советник фон-Гем, генерал Гофман, майор Брикман.
Австрийская делегация:
Министр граф Чернин, посланник фон-Мерей, посол фон-Виснер, советники: графы Коллорадо и Чакья, фельдмаршал Чичериц, полковник Покорный, майор фон-Глез.
Болгарская делегация:
Министр Юстиции Попов, посол Коссов, посол Стаянович, полковник Гатичев, советник Анастасов.
Турецкая делегация:
Министр Иностранных Дел Ахмед-Назим-Бей, Ибрагим-Хакки-Паша, генерал - от - кавалерии Цеки-Паша, советник Решад-Хикмет-Бей.
Кроме того со стороны Германии и Австрии присутствуют много высших чинов Министерства Иностранных Дел.
Л. М. Карахан.
Условия мира центральных государств
БРЕСТ-ЛИТОВСК. 13 декабря.
25 декабря по новому стилю, в 10 час. вечера состоялось второе заседание мирной конференции.
Граф Чернин от имени делегации четверного союза в ответ на нашу декларацию огласил следующую ноту:
„Делегации союзных держав исходят из ясно выраженной воли своих правительств и народов, как можно скорее добиться заключения общего справедливого мира. Делегации союзников, в полном согласии с неоднократно выраженной точкой зрения своих правительств, полагают, что основные положения русской делегации могут быть положены в основу переговоров о таком мире.
Делегации четверного союза согласны немедленно заключить общий мир без насильственных присоединений и без контрибуций. Они присоединяются к воззрению русской делегации, осуждающей продолжение войны ради чисто завоевательных целей. Государственные деятели союзных правительств в программах и заявлениях неоднократно подчеркивали, что ради завоеваний союзники не продлят войну ни на один день. Этой точки зрения правительства союзников все время придерживались неуклонно; они торжественно заявляют свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятий воюющих держав, условиях.
Необходимо, однако, с полной ясностью указать на то, что предположения русской декларации могли бы быть осуществлены в том случае, если бы все, причастные к войне державы, без исключения и без оговорок, в соответствующий срок обязались точнейшим образом соблюдать общие для всех народов условия.
Договаривающиеся теперь с Россией державы четверного союза не могут, конечно, связываться односторонне такими условиями, не имея ручательства в том, что союзники России признают и исполнят эти условия честно и без оговорок по отношению к четверному союзу. Исходя из этих принципов, по поводу шести пунктов, предложенных Русской делегацией в виде основы переговоров, должно заявить следующее:
К пункту 1-му.
В намерения союзных держав не входит насильственное присоединение захваченных во время войны территорий. О войсках, занимающих оккупированные в настоящее время территории, должно быть постановлено в мирном договоре, поскольку уже раньше не будет достигнуто соглашение о выводе войск из тех или других мест.
К пункту 2-му.
В намерения союзников не входит лишение политической самостоятельности тех народов, которые утратили эту самостоятельность во время настоящей войны.
К пункту 3-му.
Вопрос о принадлежности к тому или другому государству национальных групп, не имеющих политической самостоятельности, по мнению держав четверного союза, не может быть решен международно. Он в данном случае должен быть решен каждым государством вместе с его народами путем, указанным конституцией.
К пункту 4-му.
Равным образом, согласно заявлениям государственных деятелей четверного союза, ограждение права меньшинств составляет существенную часть указаннаго конституциями права самоопределения народов. Правительства союзников также проводят в жизнь этот принцип при наличности фактической к тому возможности.
К пункту 5-му.
Союзные державы неоднократно указывали на возможность взаимного отказа не только от возмещения военных издержек, но и от возмещения причиненных войной убытков. Согласно с этим, каждой из воюющих держав пришлось бы нести только расходы за своих подданных, попавших в военный плен, а также за убытки, причиненные на собственной территории гражданским подданным противника насильственными нарушениями международного права. Предложенное русским Правительством создание особого фонда для этих целей может быть обсуждаемо лишь в том случае, если другие воюющие державы примкнуть к мирным переговорам до истечения известного срока.
К пункту 6-му.
Из 4-х союзных держав одна лишь Германия владеет колониями. Со стороны Германской делегации в полном согласии с русскими предложениями к сему заявляется следующее: возврат насильственно захваченных во время войны колониальных территорий составляет существенную часть германских требований, от которых Германия ни в каком случае не может отказаться.
Равным образом, германским намерениям соответствует русское требование немедленной очистки таких оккупированных противником территорий. Имея в виду природу колониальных территорий Германии, осуществление права на самоопределение, помимо раньше высказанных принципиальных соображений, в формах, предложенных русской делегацией, в настоящее время представляется практически невозможным.
То обстоятельство, что в германских колониях туземцы, несмотря на величайшие затруднения и на невероятность победы в борьбе с противником, во много раз более сильным, пользующемся неограниченным подвозом по морю, в самых тяжелых положениях, оставались верны до смерти германским друзьям, может служить доказательством их привязанности и их решимости непременно сохранить принадлежность к Германии, доказательством, своим значением и весом, далеко превосходящим какое бы то ни было изъявление народной воли.
Предложенные русской делегацией в связи с означенными 6-тью пунктами принципы хозяйственных отношений всецело одобряются делегациями союзных держав, всегда уже отрицавших всякое экономическое стеснение и усматривающих в восстановлении урегулированных хозяйственных отношений, отвечающих интересам всех причастных народов, одно из важнейших условий для подготовки и выработки дружественных отношений между державами, ведущими в настоящее время войну".
По заслушании ноты, от имени Российской делегации тов. Иоффе сделал следующее заявление:
„Заслушав ответ делегаций Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции на свое предложение, Российская делегация с удовлетворением констатирует, что провозглашенные Российской революцией принципы всеобщего демократического мира без аннексий восприняты народами четверного союза, и что Германии и ея союзницам совершенно чужды планы каких-либо территориальных захватов и завоеваний, равно, как стремление уничтожать или ограничивать политическую самостоятельность какого-либо народа.
Признавая все огромное значение этого шага на пути к всеобщему миру, Российская делегация не может, однако же, не отметить, что признание принципа „мира без аннексий" в ответной декларации держав четверного союза находит себе существенное ограничение в пункте 3-м. Отказ от анексий есть лишь логическое следствие более общего принципа, а именно принципа самоопределения национальностей, то есть права каждой народности самостоятельно решать свою судьбу.
Право это существующими конституциями признается обыкновенно в весьма ограниченных размерах, если признается вообще, поэтому ссылка на обычный конституционный путь, как на средство осуществления названного права фактически уничтожает самый принцип. Отказываясь от применения права сильного по отношению к территориям, оккупированным во время настоящей войны, державы четверного союза дают в то же время всем противникам немедленного всеобщего мира основание утверждать, что право сильного, после беспримерного кровопролития, тем не менее сохраняется во всей неприкосновенности внутри каждого из договаривающихся государств в отношении мелких подавленных наций. Война не может закончиться без того, чтобы попранные права этих наций не были восстановлены.
Русская делегация по-прежнему настаивает на том что, эти нации должны в самом тексте мирного трактата устанавливающего общий мир между всеми державами мира, получить на основах международного соглашения гарантии того, что их законные права будут ограждены. Историческая давность ни в коем случае не узаконяет насилия одного народа над другим.
Русская делегация с удовлетворением констатирует заключающееся в § 5 признание принципа „без контрибуций". Однако, Российская делегация считает необходимым отметить, что вознаграждение за содержание военнопленных, являясь одним из видов военных издержек, может на деле превратиться в скрытую контрибуцию.
Подтверждая, что международный фонд должен быть результатом взаимного соглашения всех воюющих держав, Российская делегация настаивает на том, что средства этого фонда должны быть употреблены на возмещение убытков частных лиц, пострадавших от военных действий.
Российская делегация не видит противоречия с заявленными ею принципами в том, что Германские колонии, занятые войсками воюющих с Германией держав, были очищены этими войсками и было уничтожено введенное в них во время войны новое управление. Однако, Российская делегация указывает, что факт участия какого-либо народа в военных действиях, отнюдь не может лишить его права открытого волеизъявления.
Трудности, могущие возникнуть при проведении этого принципа в колониях, подлежат детальному обсуждению специально созданных для этой цели комиссий.
На заявление Германии и союзных ей держав о приемлемости для них основных положений русской декларации, как основы для общих переговоров о мире, Российская делегация признает необходимым тут же заявить, что она в свою очередь, несмотря на указанные выше разногласия, полагает, что заключающееся по декларации держав четверного союза открытое заявление об отсутствии с их стороны каких-либо агрессивных планов даст фактическую возможность немедленно приступить к переговорам о всеобщем мире между всеми воюющими странами.
Поэтому, Российская делегация предлагает 10-ти дневный перерыв с 12 час. ночи с 22-го на 23-е декабря 1917 г. (по новому стилю) до 10-ти час. вечера 4-го января 1918 г. (по новому стилю), с тем, чтобы народы, правительства которых не примкнули еще к ведущимся переговорам о всеобщем мире, имели бы возможность достаточно ознакомиться с устанавливаемыми ныне принципами такого мира.
По истечении указанного срока переговоры должны быть возобновлены, независимо от того, присоединятся ли к переговорам другие воюющие державы и в каком числе.
Карахан.
Следующее заседание назначено на 29 декабря, в 9 час. утра.
Еще по теме
|