nik191 Пятница, 22.11.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Сентябрь » 1 » Всероссийский Церковный Собор (август 1917 г.)
05:35
Всероссийский Церковный Собор (август 1917 г.)

По материалам газеты "Московские Ведомости" за август 1917 г.

 

Собор церковный *)

*) Речь церковная пред выходом на торжественный крестный ход 15 августа 1917 г. Помещаем ее в качестве привета Церковному Собору.

Время приспело сотворити Господеви.

Мы выйдем сейчас навстречу святыням древнеправославного нашего града, навстречу и в сопутствие торжественному крестному ходу: это—молитвою всенародною открывается сегодня Всероссийский Церковный Собор.

Все важное у святых апостолов совершалось собором апостольским. Собор апостолов был пред Вознесением их и нашего Господа. Собор апостолов был в памятный день Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа. Собор апостольский чрез четырнадцать лет проповеди евангелия среди иудеев и язычников во всем мире собрался для рассмотрения неотложных вопросов жизни церковной.

И при Успении Богоматери, чудесно от всего мира на облаках пришедшие апостолы собрали священнолепный собор, чтобы в Гефсимании погребсти тело Богоматери. И в час погребения - явился и Христос Господь Собору апостольскому приять душу Своей Матери, и Собору же апостольскому было потом и явление Богоматери, и обетование не оставлять мира по своем Успении.

Сегодня день открытия нашего Церковного Собора, по первообразу Собора апостольского.
В благоговении склонимся пред этим великим событием в жизни нашей родной Церкви.
В тяжкие, скорбные, грозные дни оно открывает нам просветы надежды. Мы ждем мира и покоя. Мы жаждем порядка в нашей замутившейся под влиянием смуты и разрухи государства церковной жизни. Пусть Церковь станет знаменем жизни и объединит лучших сынов родины вечными истинами и стремлениями. Пусть не войдут в работу Церковного Собора те начала, которые приводят теперь жизнь государства к погибели: раздоры, партии, счета своекорыстий и самолюбия, мирские приемы озлобленной борьбы.

Да снидет Христос к Собору святителей, преемников апостольских, возглавляющих Собор. Да явится Богоматерь града нашего и земли святорусской, всемощная Заступница, Ходатаица и Споручница спасения нашего.

И да будет для всех нас Собор церковный делом общим и близким, делом важным и священным, к которому мы подошли, по завету Церковной власти, постом и молитвою, который встретим и будем сопровождать в той же благоговейной молитве и призывании помощи Божией.

Протоиерей И. Восторгов.

"Московские Ведомости", № 178, (15) 28 августа 1917 г.


Архиепископ Николай Японский—  о реформах Церкви

(К собору иерархов)

Сейчас, когда так упорно, и друзья, и недруги всей русской Церкви, силятся своими слабыми, человеческими усилиями реформировать исторически сложившийся и уже веками обоснованный, весьма запутанный, как сам „гордиев" узел, церковный строй русского самоуправления и когда, особенно по вопросу о будущем возглавлении нашей Церкви, выяснились два одинаково крайних и одинаково в настоящее время непримиримых и неприемлемых руководственных течения, как в защиту полного и властного восстановления древне-русского, „никоновского", церковного абсолютизма, так равно и в посягательстве на самое вопиющее и недопустимое „омирщение" русской Церкви, вплоть до дикого и позорного игнорирования ее соборных канонов и полного возмутительного отстранения от верховного русла русского церковного управления ее прямых духовных вождей, этих законных и единственно правомочных носителей власти и благодати апостольской,— сейчас, небесполезно, думается нам, будет огласить и принципиальную точку зрения по данному вопросу апостола еще свежих дней нашего недавнего прошлого, архиепископа Николая Японского.

Вот что писал он по этому поводу, между прочим, в одном из драгоценных дневников своих за 1898 год:

...„О. архим. Сергий принес для прочтения письмо епископа Антония (Храповицкого), ректора Казанской духовной академии, в котором изложено завещание ему недавно умершего епископа Михаила (Грибановского). Главная мысль завещания:    „установить Церковь на канонических началах".

Но теперь Церковь разве сдвинута с оных?

Если да, то как остается она православною?..

Нет, твердо стоит она, непоколебимая даже и для „адских врат".—Разумеют они, молодые мечтатели-пессимисты, вероятно, возвращение к патриаршеству. Но это—невозможно и ненужно. Будет патриаршество канонизм? Но его не было при апостолах и в первые три века. Явилось оно, как необходимое, но не как непреложное, — иначе не позволили бы восточные патриархи учреждения у нас Св. Синода.

И Синод был действительно своевременно учрежден. Одного лица было недостаточно для управления всею Церковью. Не сошлются ли на папу? Но там не папа управляет, а целая система; и пробовал бы папа не подчиниться этой системе, его бы тотчас и в папах не оказалось.

У нас при царе Алексее Михайловиче разве система была? И Никон разве хорош был? В отношении к царю он, положим, может быть оправдан, хотя с натяжками, в отношении же к Церкви—никак. И разве желательно повторение подобного самодурства, соединенного с расстройством Церкви? Поэтому Петр был мудр, позаботившись об уничтожении единоличности в общем управлении всей Церковью.

Но ныне пришло время продолжить преобразование в церковном управлении, нисколько не нарушая канонов. Как? Господь знает как! Но нынешнего Синода недостаточно, для доброго управления Церковью,—это очевидно. Истинная христианская Церковь должна радеть о просвещении язычников христианством; но кто же в Синоде озабочен этим? Никто. И идет это дело плохо.

Православная Церковь должна простереть руку толкущимся к ней старокатоликам и лучшей части протестантам,—но кто же болит этим?

Один генерал Киреев...

Церковь должна усилить учительство, в виду удручающего невежества и суеверного народа, но духовно-учебного комитета разве достаточно для этого?... И так, что же делать?

По моему, созвать собор всех православных российских епископов, и определить на нем:

1)    Синод сделать состоящим не из переменных епископов, а из постоянных членов. Куда епископам епархий заседать в Синоде, когда у них полон воз собственных дел. Оттого и епархии терпят, от недосмотра, и вся Церковь, от недогляда. Не нужно смущаться тем, что епископы— члены Синода не будут именоваться по епархиям, которых у них не будет. Вот этот-то лже-канон можно и побоку...

2)    Епископы — члены Синода должны быть избраны всей Церковью и должны быть избраны для сего мудрейшие между ними, замеченные, как мудрые администраторы. Цвет ума, силы, деятельности должны стать во главе Церкви...

3) Прилично быть столичному митрополиту председателем Синода; но тогда у него должны быть три викария для ведения епархиальных дел, чтобы от занятия его синодальными делами не было ущерба епархии.

4) Общее заседание всех членов Синода для вершения особенно важных дел должно быть в определенные дни.

5) Двенадцать членов Синода должны быть разделены, по крайней мере, на четыре части:

1) три члена—для ведения текущих дел Русской Церкви;
2) для ведения миссионерства внутреннего среди раскольников, инославных, будистов и магометан в пределах России;
3) три—для управления миссионерством заграничным, среди католиков, старокатоликов и протестантов в Европе и Америке и язычников в Азии и проч.;
4) три—для ведения просветительной части среди православных (тем, чем теперь эаведуеть духовно-учебное управление).—

Должны быть четыре присутственных места и канцелярия, с нужным только числом чиновников. Члены Синода должны часто отлучаться осматривать на месте свои части. Хотя бы в этом роде... Против канонов ничего, а улучшение было бы значительное"...

........................................

Всякие комментарии в данном случае, нам кажутся, не только излишними, но и глубоко преступными...

Иеромонах Антоний.

"Московские Ведомости", № 177, (13) 26 августа 1917 г.

 

 

Церковный собор

 

   Во вторник, 15 августа, в Москве состоялось открытие всероссийского поместного совета. При других условиях подобный собор, не созывавшийся в России уже два с половиною века, вызвал бы к себе глубокий и напряженный интерес; сейчас ему уделяется довольно мало внимания, и большинство населения относится к нему как бы равнодушно. Это объясняется отчасти внешними причинами, тем, что сейчас все внимание общества отвлечено политическими вопросами, событиями на фронте, хозяйственной  и финансовой разрухой, но есть и другие причины, которые коренятся во внутреннем строе русской православной Церкви и которые тоже сыграли роль в ослаблении интереса к собору. Ему приходится работать над воссозданием совершенно заново церковной жизни в России, одновременно устраняя внешние формы этой жизни и вливая в нее новое живое содержание.

   В день открытия собора во всех храмах столицы были совершены торжественные богослужения, причем в 32-х соборных и монастырских церквах совершали их епископы.

   Особой торжественностью отличалось богослужение в Успенском соборе. Служил митрополит киевский Владимир с рядом епископов. По окончании богослужения с амвона была прочитана грамота синода об открытии всероссийского поместного собора.

По окончании литургии из всех храмов столицы начался крестный ход на Красную площадь. Всех крестных ходов было 283. К 11½ утра вся площадь была залита морем хоругвей и икон. В 12 час. дня из Кремля вышло все высшее духовенство в сопровождении чудотворных икон и направилось на Лобное место, где было совершено торжественное всенародное молебствие.

 

Всенародное молебствие на Красной площади в день открытия церковного собора в Москве

 

 


Еще по теме:

К церковному Собору (август 1917 г.)

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 654 | Добавил: nik191 | Теги: Август, 1917 г., собор, Церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz