Враждебная работа духовенства
Контрреволюционные гады зашевелились.
Везде и всюду слышится их злобное шипенье. Духом смерти, нагайки, николаевских штыков и тюрем веет от них. И действительно: всюду, куда ни толкнешься - будь это городская или деревенская улица, будь это какой-нибудь загородный или городской сад—везде услышишь самые злобные наветы на большевиков.
Чтобы получить конкретное представление о политической деятельности церкви, я взял на себя труд обойти большинство петроградских церквей. Даже будучи предубежден, я не ожидал того, что услышал и увидел, все это превзошло мои ожидания.
Где-то на Петроградской стороне, седенький старичок-священник, весьма благообразного вида (я бы даже сказал апостольского), призывал „возлюбленных" овец своих сплотиться в единое стадо, чтобы отстоять родную мать-церковь от общего врага. Кто этот враг догадаться не трудно, да и видно было по лицам паствы.
В другом месте уже были слышны речи прямо-таки погромного характера, кое-где "пускали слезу" кое-где молились о "миновании гонений на св. церковь". Были слышны и более грозные речи— „обличения", уснащенные различными „предсказаниями". И угрозам... угрозам и конца не видно. На стенах, при входе, висят слезные воззвания, в которых чего-чего только ни найдешь.
Средний класс, населяющий русские города, в большинстве случаев полуграмотный и забитый, - что называется, устал жить. Все это - последствия кошмарной, почти 4-х-летней бойни, а также и результатов этой бойни — продовольственной разрухи. Естественно, что такой контингент „паствы" является мягким воском в руках опытных инквизиторов.
Что касается деревни, то контрреволюционная пропаганда попов принимает там прямо таки угрожающие размеры. Здесь, несомненно, потребуется применение самых решительных мер для избавления деревни от этой „благодати". Как на любопытный и, вместе с тем, далеко не единичный факт можно указать на следующий случай, о котором сообщает „Красная Газета".
Услышав о приближении одного из продовольственных отрядов, глава сельского духовенства побежал на колокольню и ударил в колокола. Собралась вооруженная толпа крестьян и оказала сопротивление отряду. Из всего этого ясно видно, что „подготовительные работы" к сопротивлению уже были произведены и что этим „отцом духовным" было уже все налажено. Несомненно и то, что с амвона церковного немало было произнесено „проповедей" соответствующего характера.
Безусловно, если взглянуть на дело проще, так сказать, с коммерческой стороны,—их, этих "отцов", можно оправдать: берегут люди свои кошели. Ведь, когда царское правительство потакало во всем попам, — за него посылались жаркие моленья на небеса. Когда временное правительство Керенского, - если не покровительствовало, то, по крайней мере, не трогало их,— поминали и его в своих молитвах. Теперь большевики; ведь, они лишили их казенного жалованья, субсидий, лишили монастырской земли и не дают, прямо, возможности „бедным" монахам кормиться „во славу Божию".
В газетах сообщается о смерти епископа Анастасия, причем кадетский „Наш Век“ указывает, что смерть явилась на почве хронического надоедания. Поверить этому нельзя. Можно уверенно сказать, что это сообщение провокационно. Не может быть, чтобы епископ настолько нуждался, что должен был хронически голодать.
Несомненно, в контрреволюции повинна не одна православная церковь. Католические, еврейские и лютеранские церковные чины дышат одним воздухом с православными попами и сохраняют трогательное единодушие в смысле борьбы с большевиками.
Вяч. Тр-ский.
Северная коммуна 1918 № 039, 15 июля
Контрреволюционная проповедь духовенства
Редакцией получено следующее письмо, которое и производим дословно:
"гор. Гдов 19 июля 1918.
Товарищ редактор! Прошу Вас, если возможно, занести в вашу газету примечание о действиях батюшки в Кяровской приходской церкви Гдовского уезда и волости, который в проповеди 1 июля ст. стиля пояснил следующее: (привожу отрывок).
„Неопытные юноши после февральской революции, увлеклись идеей социализма, практически же этой идеи в жизнь провести нельзя. Негодяи воспользовались этим, проникли на фронт и под их действием армия оставила фронт открытым".
Вот все главное, кроме второстепенных вопросов. Я думаю, что священнику не подобает, по сану, высказывать и разбирать такие вопросы в церкви.
Церковь создана не для того, чтобы сеять раздоры между гражданами, а для того, чтобы успокаивать и примирять граждан по учению Христа, но батюшка хотя и учился, но, кажется, забыл об своих обязанностях. Если он желает выступить оратором по политическим вопросам, то, пожалуйста, пусть выступит на общественном собрании вне церкви, где всякий гражданин может выступить с опровержением.
Если он не может выступить оратором, то нечего и прятаться за спину церкви, где всякий верующий приходит не для споров, а для удовлетворения своих духовных потребностей.
Может быть, батюшка недоволен существующим правительством, потому, что его прихожане не вырабатывают ему жалования, но это всецело зависит от прихожан.
Прихожанин.
Северная коммуна 1918 № 050, 21 июля
|