Курган, 18 июня 1919 г.
Есть основания думать, что возродившейся России предстоит великая роль объединительницы славянских государств.
В славянах просыпается и начинает деятельно заявлять себя национальный патриотизм, который заставляет их обращать свой взор с глубокой симпатией и надеждой на Россию, в неизмеримых муках пробивающуюся на путь возрождения и воссоединения.
Недавно опубликованная декларация американского конгресса карпаторуссов подтверждает то единодушие, какое царит в том отношении между ними: основные положения декларации вполне однородны с резолюциями второго карпаторусского съезда, состоявшегося в Омске одновременно с конгрессом.
Первая резолюция Омского съезда карпаторуссов гласила:
„Исповедуя идею культурно-национального единства всего русского народа (малороссов, белороссов и великороссов) и опираясь как на тысячелетнее самоопределение Прикарпатской Руси, так и на неисчислимые жертвы, принесенным ее населением в борьбе с австрогерманской коалиций, второй карпаторусский съезд требует воссоединения Прикарпатской Руси, (Галицкой. Буковинской и Угорской Руси) с Россией с предоставлением населению областного самоуправления".
Предпоследняя резолюция не менее значительна:
"Сознавая себя частью малорусского племени и отвергая всякие насильственные меры по отношению к малорусской речи, съезд клеймит и осуждает попытку кучки украинских фанатиков с помощью заграницы создать „самостийную" Украину и таким образом нанести непоправимый удар всему русскому народу.
Съезд призывает всех малороссов, кому только дорог Киев, „мать русских городов", остаться верными заветам Богдана Хмельницкого и, подняв голос протеста против украинских сепаратистов, встать на защиту Единой, Неделимой Руси".
В декларации американского конгресса карпаторуссов также говорится о неисчислимых страданиях, перенесенных ими под пятой австро-германских угнетателей, после чего карпаторуссы заявляют:
"Мы требуем полной независимости. Мы желаем, как карпаторуссы, остаться в взаимной симпатии с нашими братьями русскими, которые страдают от большевизма и тевтонизма.
Никаким образом не воссоединимся и не подчинимся так называемому правительству, которое было или будет поставлено грабителями и убийцами и которое не имеет ничего общего с русской идеей. Мы предъявляем право на воссоединение с русским правительством в Омске, Архангельске, Екатеринодаре».
Отношение конгресса карпаторуссов к украинским сепаратистам еще более определенно:
„Берлин и Вена, говорится в декларации, тратили огромные суммы на украинскую пропаганду во всем мире.
Австро-Венгрия и Германия успели создать политическую партию украинских сепаратистов, которые нашли своих последователей среди зависимых и бесстыдных лиц, когда массы народа были сердцем и душой русскими, которыми остаются поныне.
Наконец в печати появились известия, что „польская пресса признает необходимым союз славянских государств во главе с возрождающейся Россией", т. к. «лишь только полное единение всех славянских государств возможно противопоставить угрозе со стороны Германии в будущем».
Таким образом, сама жизнь выводит Россию, а вместе с ней и другие славянские народы на тот широкий путь, который указывается и государственной наукой.
Наука как раз восстает против дробления государственной жизни, а указывает на целесообразность образования больших государственных союзов.
Действительно, только крупное государственное объединение дает возможность обеспечить себе внешнюю безопасность.
Но кроме внешнего могущества при этом достигается и другая более высокая цель:
многонациональное государство, которое обеспечивает национальностям, входящим в его состав, свободное развитие, превращается в огромный своеобразный культурный мир, в котором кипит огромная, напряженная, многосторонняя дружная и радостная культурная работа.
Такое государство получает шансы играть великую игровую роль в смысле великого участия в разрешении самых важных, самых истинных задач человечества на земле".
Kurgan_svob_1919-06-18(128)
Еще по теме
|