Вожди красных

Гай
Совершенно нельзя того же сказать про совдепского дивизионера Гай. Кто такое Гай?—Гай это «Красная Амазонка»!
Но сама Гай только фирма. За ней скрывается ее муж «товарищ» Берзин. Он гражданский инженер, т. е. вполне интеллигентный и, как мне пришлось убедиться, вполне умный человек, хотя и весьма беспринципный.
Еще осенью 1918 года после освобождения Самары от «6елогвардейцев», когда в советских кругах возникал вопрос об отправке подкреплений на юг, к Вацетису приехал муж «товарища» Гай и особенно хлопотал об отправке дивизии его жены на южный фронт, где к тому времени назревали события.
Эта дивизия носила в то время название «стальной», и за взятие Симбирска первой получила только к тому времени установленные знамена за отличия в боях против 6елой гвардии.
Мне довелось видеть снимок штаба этой дивизии, где на первом плане снята «товарищ» Гай, рядом с ней ее муж инженер Берзин, а вокруг расположены комиссары и другие чины штаба. Больше всего удивило меня то, что на фотографии видны были несколько солдат в старой уланской форме в киверах (черных шапках); это были ординарцы и конные посыльные самой дивизионерши Гай.
В заключение этого очерка хотелось бы подчеркнуть ряд весьма симптоматичных явлений в управлении красными войсками вообще, кроме того и в обхождении с ними их начальства, в частности. Насколько в начале создания красных войск их руководители из «запломбированного» вагона отрицали и отбрасывали все старые способы организации, управления и поощрении войск, настолько в настоящее время они беззастенчиво прибегают к этим же самым приемам и способам, которые так беспощадно ими критиковались, как ненужный стеснения личности. С какой последовательностью и с какой постепенностью они входят теперь в свои войска все то, что в начале своего захвата власти они отрицали!
Красные знамена за храбрость, различные награды в виде жетонов и значков, которые у них теперь разделяются по достоинству, т. е. на значки командного и подчиненных составов, многочисленные и громадных размеров денежные награды,—все это признаки того, что все их учение и все их платформы есть не что иное, как неустойчивое и теоретическое толкование, которые они отбрасывают при первом же случае, когда видят, что жизнь указывает совершенно другой путь к достижению правильных результатов!..
Одного лишь они никогда не отбросят это—террора, ибо им одним они держатся, им одним привлекают к себе на службу и Егоровых, и Берзиных, и Думенок, и Жлоб и тысячи других.
А. Черноморцев.
Донская волна 1919 №27(55), 21 июля
Еще по теме:
Вождь красных И. И. Вацетис. Часть 1
Вождь красных И. И. Вацетис. Часть 2
Вожди красных. Командарм Егоров
Вожди красных. Думенко
Вожди красных. Жлоба
Вожди красных. Гай
|