Информация о передаче Бессарабии и Северной Буковины Советскому Союзу.
Выступает младший политрук И. Соломончик (N часть Московского военного округа)
Мирное разрешение советско-румынского конфликта по вопросу о Бессарабии и северной части Буковины
(Сообщение ТАСС)
26 июня Председатель Совнаркома Союза ССР тов. Молотов В. М. сделал следующее представление румынскому посланнику в Москве г-ну Давидеску:
«В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, насильственно отторгла от Советского Союза (России) часть его территории — Бессарабию и тем нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украинской советской республикой.
Советский Союз никогда не мирился с фактом насильственного отторжения Бессарабии, о чем Правительство СССР неоднократно и открыто заявляло перед всем миром.
Теперь, когда военная слабость СССР отошла в область прошлого, а создавшаяся международная обстановка требует быстрейшего разрешения полученных в наследство от прошлого нерешенных вопросов для того, чтобы заложить, наконец, основы прочного мира между странами, Советский Союз считает необходимым и своевременным в интересах восстановления справедливости приступить совместно с Румынией к немедленному решению вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу.
Правительство СССР считает, что вопрос о возвращении Бессарабии органически связан с вопросом о передаче Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинство связано с Советской Украиной, как общностью исторической судьбы, так и общностью языка и национального состава. Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу могла бы представить,—правда, лишь в незначительной степени—средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен Советскому Союзу и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии.
Правительство СССР предлагает Королевскому Правительству Румынии:
1. Возвратить Бессарабию Советскому Союзу.
2. Передать Советскому Союзу северную часть Буковины в границах согласно приложенной карте.
Правительство СССР выражает надежду, что Королевское Правительство Румынии примет настоящие предложения СССР и тем даст возможность мирным путем разрешить затянувшийся конфликт между СССР и Румынией.
Правительство СССР ожидает ответа Королевского Правительства Румынии в течение 27 июня с. г.
26 июня 1940 года».
27 июня румынский посланник г. Давидеску передал тов. Молотову нижеследующий ответ Румынского Правительства:
«Правительство СССР обратилось к Румынскому Правительству с нотой, которая была вручена 26 июня в 10 часов вечера его превосходительством г-ном В. Молотовым, Председателем Совета Народных Комиссаров, Народным Комиссаром Иностранных Дел, г-ну Давидеску, посланнику Румынии в Москве.
Вдохновляемое тем же, что и Советское Правительство, желанием видеть решенными мирными средствами все вопросы, которые могли бы вызвать разногласия между СССР и Румынией, Королевское Правительство заявляет, что оно готово приступить немедленно, в самом широком смысле, к дружественному обсуждению с общего согласия, всех предложений, исходящих от Советского Правительства.
Соответственно Королевское Правительство просит Советское Правительство соблаговолить указать место и дату, которые оно желает фиксировать для этой цели.
Как только Румынское Правительство получит ответ Советского Правительства, оно назначит делегатов, и надеется, что переговоры с представителями Советского Правительства будут иметь результатом создание прочных отношений доброго согласия и дружбы между СССР и Румынией.
27 июня 1940 года».
На поставленный т. Молотовым вопрос, принимает ли Румынское Правительство предложения Правительства СССР о немедленной передаче Советскому Союзу Бессарабии и северной части Буковины, г. Давидеску ответил, что Румынское Правительство принимает эти предложения.
В связи с этим Председатель Совнаркома Союза ССР тов. Молотов передал вчера г. Давидеску следующий ответ Советского Правительства:
«Правительство СССР считает ответ Королевского Румынского Правительства от 27 июня неопределенным, ибо в его ответе не сказано прямо, что оно принимает предложения Советского Правительства о немедленной передаче Советскому Союзу Бессарабии и северной части Буковины. Но так как румынский посланник в Москве г. Давидеску разъяснил, что упомянутый ответ Королевского Румынского Правительства означает его согласно на предложения Советского Правительства, Правительство СССР, исходя из этого разъяснения г. Давидеску, предлагает:
1. В течение 4 дней, начиная с 2 часов дня по московскому времени 28 июня, очистить румынским войскам территорию Бессарабии и северной части Буковины.
2. Советским войскам за этот же период занять территорию Бессарабии и северной части Буковины.
3. В течение 28 июня советским войскам занять пункты: Черновицы, Кишинев, Аккерман.
4. Королевскому Правительству Румынии взять на себя ответственность за сохранность и недопущение порчи железных дорог, паровозного и вагонного парка, мостов, складов, аэродромов, промышленных предприятий, электростанций, телеграфа.
5. Назначить комиссию из представителей Советского Правительства и Румынского Правительства по два от каждой стороны для урегулирования спорных вопросов по эвакуации румынских войск и учреждений из Бессарабии и северной части Буковины.
Советское Правительство настаивает, чтобы Королевское Правительство Румынии дало ответ по вышеизложенным предложениям не позже 12 часов дня 28 июня.
27 июня 1940 года».
В 11 часов утра 28 июня г. Давидеску передал т. Молотову следующий ответ Румынского Правительства на последнее заявление Советского Правительства.
«Румынское Правительство, для того, чтобы иметь возможность избежать серьезных последствий, которые повлекло бы применение силы и открытие военных действий в этой части Европы, видит себя обязанным принять условия эвакуации, предусмотренные в советском ответе.
Румынское Правительство желало бы, однако, чтобы срок, предусмотренный пунктами 1 и 2, был продлен, принимая во внимание, что эвакуацию территорий было бы крайне трудно осуществить в течение четырех дней, вследствие дождей и наводнений, которые испортили пути сообщения.
Смешанная комиссия, учреждаемая в силу пункта 5, могла бы обсудить и решить этот вопрос.
Имена румынских представителей в этой комиссии будут сообщены в течение дня.
28 июня 1940 года».
Таким образом, Румынское Правительство приняло предложение Правительства СССР о немедленной передаче Советскому Союзу Бессарабии и северной части Буковины.
Тов. Молотов сообщил г. Давидеску, что представителями СССР в советско-румынскую комиссию для урегулирования спорных вопросов по эвакуации румынских войск и учреждений из Бессарабии и северной части Буковины назначаются генерал Козлов и генерал Бодин, которые готовы сегодня же приступить к работе в г. Одессе вместе с представителями Румынии. Тов. Молотов заявил также г. Давидеску, что советско-румынская комиссия, в случае необходимости, сможет обсудить вопрос об отсрочке выполнения на несколько часов пунктов 1 и 2 советских предложений от 27 июня.
Г-н Давидеску обещал немедленно сообщить Советскому Правительству имена представителей Румынии в вышеуказанную советско-румынскую комиссию.
Ровно в 2 часа дня 28 июня советские войска начнут переход через румынскую границу для занятия городов: Черновицы, Кишинев и Аккерман.
Советские войска вступили в Кишинев, Черновицы, Аккерман
КИЕВ, 28 июня. (ТАСС). Сегодня в 2 часа дня советские войска перешли румынскую границу на всем протяжении северной части Буковины и Бессарабии. Танковые войска и мотопехота Красной армии вступили в города Черновицы, Хотин, Сорока, Бельцы, Кишинев, Бендеры, Анкерман.
Продвижение советских войск происходит планомерно и в полном порядке без каких-либо инцидентов. Население повсюду встречает части Красной армии радостно, с цветами, с лозунгами:
«Да здравствует Советская Бессарабия!»,
«Да здравствует Советский Союз!»
КРАСНАЯ АРМИЯ В СЕВЕРНОЙ БУКОВИНЕ
(По телеграфу от специальных корреспондентов «Красной звезды»)
В районе Снятина ровно в 2 часа дня части Красной армии перешли бывшую советско-румынскую границу. Празднично одетые жители Северной Буковины встречают советские войска с музыкой и песнями.
Форсированный марш частей Красной армии к центру Буковины — Черновицам проходит в полном порядке.
П. ОГИН.
СНЯТИН.
Воссоединение Бессарабии и Северной Буковины с Советским Союзом
Достигнутое 28 июня соглашение с Румынией по вопросу о Бессарабии и северной части Буковины является новой блестящей победой мирной политики Советского Союза и демонстрацией мощи и международного влияния великой страны социализма.
Бессарабия была захвачена Румынией в начале 1918 года. Пользуясь военной слабостью молодой Советской республики, румынские оккупанты при поддержке своих покровителей — англо-французских империалистов насильственно отторгли территорию, искони принадлежавшую России. Соглашение, заключенное между Советской республикой и Румынией 5 марта 1918 года, по которому Румыния обязалась в двухмесячный срок очистить Бессарабию, было грубо нарушено румынской стороной. Бессарабия оставалась оккупированной в течение 22 лет.
Советский Союз никогда не признавал захвата Бессарабии. Это еще недавно подчеркнул тов. Молотов в своем докладе на заседании VI Сессии Верховного Совета Союза ССР 29 марта с. г.
Верное своим мирным принципам, правительство СССР неизменно стремилось разрешить этот остававшийся нерешенным спорный вопрос совместно с Румынией и в согласии с ней. Советское правительство всегда придерживалось той точки зрения, что мирное разрешение вопроса о возвращении Бессарабии будет способствовать созданию прочной базы для дальнейшего развития дружественных отношений между СССР и Румынией.
Эта точка зрения была хорошо известна правящим кругам Румынии. Однако под давлением иностранных империалистов они годами оттягивали единственно разумное и справедливое решение, к которому рано или поздно неизбежно должны были прийти.
Советский Союз, уверенный в своей мощи, проявил величайшее долготерпение. Но в современной международной обстановке, заботясь о том, чтобы создать новые основы для прочного мира между народами, Советский Союз должен был разрешить, наконец, вопрос о возвращении Бессарабии, отягощавший в течение многих лет советско-румынские отношения.
Советско-румынский обмен нотами от 26—28 июня подводит навсегда черту под прошлым. Он ликвидирует без остатка подписанный в Париже 28 октября 1920 года договор Румынии с державами Антанты о присоединении Бессарабии к Румынии. Бессарабия, отторгнутая от СССР вопреки воле ее населения, возвращается ныне в свое советское лоно.
Восстановление законных юго-западных границ нашей социалистической родины вызывает чувство радости и гордости трудящихся СССР, бойцов и командиров Красной армии, на которую правительством возложена почетная задача — принять под свою защиту Бессарабию и Северную Буковину, населённые братскими народами.
Северная Буковина исторически всегда была связана с западными областями Советской Украины, представляя с ними единое целое. До мировой войны 1914—1918 гг. Северная Буковина принадлежала австро-венгерской империи, с которой не имела ничего общего ни в национальном, ни в культурном отношениях. В 1920 году она была насильственно передана Румынии версальскими «миротворцами, произвольно перекраивавшими карту Восточной Европы. Черновицы — старинный центр украинской культуры — потерял временно связь со Львовом, Эта связь будет теперь восстановлена и под защитой Красной армии будет нерушима.
Возвращаемые Румынией Советскому Союзу территории были в прошлом обильно политы кровью русских воинов. Еще в конце XVIII и в начале XIX веков походы Суворова и Кутузова закрепили за Россией эти исконные русские земли, на которые посягали иноземные захватчики.
Ныне историческая судьба Бессарабии вновь вступает в русло своего закономерного развития.
Первые сообщения о встрече частей Красной армии, перешедших вчера границу, показывают, что население Бсссарабии и Северной Буковины с огромным нетерпением ждало радостного часа воссоединения с матерью-родиной.
С возгласами «Да здравствует Советская Бессарабия!», «Да здравствует Красная армия!», «Да здравствует товарищ Сталин!» жители пограничного города Бендер бросились к мосту через Днестр, по которому начали двигаться первые колонны советских войск. Так же горячо части Красной армии были встречены в Черновицах и других городах Северной Буковины и Бессарабии, куда, выполняя приказ командования, они вступили 28 июня.
Картина первого дня соприкосновения населения с Красной армией показывает, насколько тяготился трудовой народ режимом оккупации. Этот режим был свирепым, но как ни усердствовали оккупанты в своем стремлении подавить национальное самосознание широких масс, им это не удалось.
Народ бессмертен в своем историческом движении. Насильственно оторванные от родной советской земли, трудящиеся Бессарабии и Северной Буковины не переставали быть связанными с ней тысячами нитей национального и культурного родства. И столь явственно было это естественное народное чувство, что даже те империалистические круги, которые стояли за спиной захватчиков, не были уверены в прочности совершенной ими исторической несправедливости.
Еще несколько лет тому назад в Кишиневе на собрании промышленников и купцов один из представителей государственной власти заявил:
«Иностранный капитал боится делать вложения в Бессарабию, так как Бессарабия до сих пор является спорной областью. Иностранцы боятся, чтобы их капиталы не пострадали».
Это было признанием банкротства планов увековечить искусственное «присоединение» Бессарабии к Румынии.
Бессарабия и Северная Буковина, провозгласившие еще в 1918 году свое желание слиться с Советской Украиной, оставались инородным телом в государственном организме Румынии. Они упорно вели борьбу с захватчиками. Румынские войска и жандармерия жестоко подавляли многочисленные восстания украинских и молдавских крестьян. Тюрьмы Румынии были переполнены борцами за освобождение Бессарабии и Северной Буковины.
Народы, населяющие Бессарабию и Северную Буковину, неизменно считали, что их судьба неразрывно связана с судьбами Советского Союза. Каждый год укрепления народнохозяйственной и военной мощи страны социализма внушал им уверенность в том, что наступит день, когда советское государство добьется их освобождения.
Этот торжественный, полный светлой радости и счастья день, наконец, наступил. В истории Бессарабии и Северной Буковины открылась новая глава. На первой ее странице золотыми буквами начертана дата 28 июня — день перехода частями Красной армии границы, которой никогда не существовало в сердцах трудящихся братских народов.
В этот день взоры всех трудящихся с благодарностью вновь обращаются к великому Сталину, чья мудрость и прозорливость приносят внешней политике советской державы блистательные успехи.
Красная звезда, № 150, 29 июня
Еще по теме:
Воссоединение Бессарабии и Северной Буковины с Советским Союзом
Торжества и ликование в освобожденной Бессарабии
Иностранная печать о мирном разрешении советско-румынского конфликта
Товарищи Тимошенко и Хрущев в Советской Бессарабии
|