По материалам газеты "Русский инвалид" за 1917 год.
Многие из нас слышали или читали об успехах людей воздуха во время войны, об их далеких перелетах и других спортивных победах. Многие из нас нередко любовались красивыми полетами и, глядя на все эти воздушные эволюции, считали их довольно легкими и простыми.
В действительности же стоит только внимательнее познакомиться с авиационной подготовкой, чтобы сразу понять всю сложность и всю трудность и этого занятия. Оно требует и специально приспособленного человеческого организма и соответствующей подготовки чуть ли не с детства. И для преодоления всех этих препятствий и для воспитания возможно большого количества „воздушных людей" которые понадобятся после войны, когда установится правильное воздушно-пассажирское и воздушно-почтовое сообщение, немцами разработана специальная система воздушного воспитания своего юношества.
На эту сторону мы также должны обратить особенно серьезное внимание, и так как по сравнению с другими западно-европейскими государствами мы значительно отстали в авиационном отношении и нам уже теперь необходимо принять все меры к созданию будущих кадров воздушных шоферов. Ведь понятно, что только то государство и та страна сумеют преуспевать в культурном отношении, которые у себя сумеют дать самое широкое развитие и применение наиболее быстрому средству передвижения, а именно воздушному.
Попытка привлечь внимание германского юношества к авиации относится еще к 1909 году, когда во Франкфурт-на Майне было основано первое общество, стремившееся путем постройки летательных моделей способствовать дальнейшему развитию авиационной техники.
Спустя несколько лет, в целом ряде германских городов, как например в Дрездене, Лейпциге, Берлине, Гамбурге и многих других городах, были образованы общества для постройки и испытания моделей летательных аппаратов. Эти же общества не замедлили устроить ряд выставок авиационных моделей, благодаря которым в широких кругах германского общества был вызван интерес к авиации, а для юношества были созданы условия, позволявшие знакомиться с авиационной техникой.
Главный контингент этих обществ составляли мальчики и школьная молодежь чуть ли не с восьмилетнего возраста. Все они учились строить модели аэропланов, воздушные змеи в специальных мастерских при каждом из этих детских авиационных обществ в определенные дни члены этих обществ собирались для состязаний на своих миниатюрных аэродромах и как в мастерских, так и на этих состязаниях знакомились с качествами летательных аппаратов, приобретали все больший интерес к авиационному делу и постепенно вырабатывались, в истинном смысле слова воздушные люди.
Германское военное ведомство поняло и всю важность подобной подготовки юношества, которым в случае надобности можно было бы воспользоваться для усиления германского воздушного флота. Правда, перед самой войной, в германских воздухоплавательных кругах на модельный и планерный спорт смотрели не как на серьезное спортивное занятие, а как па пустую забаву, но в настоящее время, под влиянием опыта войны, подобный взгляд исчез, так как условия для такой критики коренным образом изменились. Благодаря этим обществам авиационных моделей, Германия получила опытных летчиков и испытанных авиационных механиков. Этот факт был вполне признан германскими воздухоплавательными кругами и, в результате, все проекты германских союзов авиационных моделей и планерного спорта встретили самую широкую поддержку со стороны германского правительства.
Уже за год до войны в германских военных сферах разрабатывался целый ряд мероприятий, имевших целью заинтересовать и привлечь внимание немецкого юношества к авиации.
Этим и объяснялось, что германские воздухоплаватели приступили к организации юношеской воздухоплавательной лиги для насаждения и развития среди германского юношества интереса к авиационному делу. В эту лигу должны были приниматься дети не моложе 12-ти лет и в течение 5-ти лет они должны были здесь поучать теоретические авиационные вопросы под руководством специалистов-авиаторов и техников. Они должны были знакомиться с различными способами управления аэропланами, изучать работу различных частей летательных аппаратов, как, например, двигателей, воздушных винтов и т. и. Наконец, они должны были проходить главные основания топографии, астрономии, метеорологии. С 17-ти лет начиналась их практическая подготовка для получения пилотского звания.
Работа германцев в этом направлении развивалась с каждым днем. В 1914 году она ознаменовалась большой выставкой авиационных моделей, устроенной „Первым Лейпцигским обществом авиационных моделей".
Но началась война, и все общества авиационных моделей пришли в упадок: большинство их членов поспешили вступить в армию, преимущественно в авиационные и воздухоплавательные войска. Деятельность одних обществ пришлось значительно сократить, а других обществ даже совершенно приостановить. Правда, отдельными обществами все еще продолжали устраиваться небольшие состязания, но о больших выставках и о больших состязаниях никто и не думал. И только теперь впервые за все время войны устраивается большая выставка авиационных моделей. Впрочем, и в ней не сумели принять участие большинство обществ. Но несмотря на это на выставке имеется довольно значительное количество различных экспонатов.
Как на всех предыдущих выставках моделей, так и на этой, каждая конструкция является как бы характеризующей отдельные общества. В то время, как одни общества строят модели с закрытыми корпусами, другие общества отдают предпочтение уткообразному типу. На недавно устроенной выставке имеется много очень удачных и красивых работ, которые каждому специалисту позволяют вполне оценить авиационное искусство данного экспонента и знание им конструкции.
В настоящее время в строительстве авиационных моделей произошли серьезные изменения. Теперь уже нет моделей с резиновым двигателем; теперь первое место занято двигателями с сжатым воздухом, которые уже перед войной показали вполне удовлетворительные результаты. Имеются сведения об успешном применении миниатюрных бензиновых двигателей, а кроме того, в качестве новинки можно указать на пружинные двигатели.
Еще по теме
|