Вокруг польско-советской войны
Последние номера советских газет помещают пространные обзоры и комментарии по поводу успешных действий красных армий на территории Украины. Тон этих обзоров двоякий — с одной стороны советская пресса довольно единодушно предостерегает друзей советской власти и рабочие массы от опьянения победой.
"Опустить руки в этот решающий участь всей кампании момент, пишет "Правда", значит совершить перед лицом мирового пролетариата неисправимое преступление".
Эта точка зрения выражаемая формулой "без окончательной победы — нет победы" поддерживается и Троцким, который на страницах советских официозов почти ежедневно опубликовывает новые воззвания, неизменно заканчивающиеся общим лейтмотивом:
"не покладайте рук! Удвойте усилия! Победа близка, но не достигнута!"
Наряду с этой, сравнительно более строгой и объективной оценкой последних успехов красной армии, на столбцах большевицкой прессы, вроде "Красной Газеты", "Деревенской Бедноты" и др., разлито яркое и самоуверенное торжество. Пестрят „ударные" заголовки: „победоносный марш красной армии" или „Поход на Варшаву" с бесчисленными сведениями о числе взятых пленных, орудий, военного снаряжения и о том паническом темпе, в котором якобы отступает польская армия.
Советские военные обозреватели, подводя итоги последнего маневра красной армии на Украине, столь удачного и даже несколько неожиданного, видят причину этих успешных действий в двух главных факторах. Эти факторы — блестящая стратегическая операция краткого командования с одной стороны и результаты работы большевицких агитаторов в польской армии с другой.
Дифирамбов по адресу отличившегося красного командования немало, но интересно отметить, что, по-видимому, советская печать и правящие круги особенно усиленно муссируют вторую причину. В обрывках советских радио, проникающих в Европу, мы находим целый ряд кратких сообщений о тут и там вспыхивающих восстаниях в среде польской армии. Эти обрывки московских радио пестрят сообщениями вроде:
„В Новой Ушице взбунтовались польские легионеры",
„в Ло-ине польские солдаты срывали с офицеров погоны",
"В Новгород-Волынске открытое возмущение" и т. д.
А под всеми этими сообщениями советские обозреватели спешат подвести итоги и не без гордости заявляют: это результаты работы наших агитаторов".
Причины, руководящие советскими деятелями в этом преувеличении значения большевицкой агитации в деле разложения любого противника, ясны. Те же методы применялись в борьбе с Деникиным и раньше с Петлюрой. Однако нельзя не признать, что вопрос о разложении польской армии и о степени этого разложения является фактором чрезвычайной важности для исхода польско-советской войны.
Лица, которые видели польскую армию в тылу и на фронте, решительно высказывается против советских выводов. Несколько дней тому назад нам пришлось беседовать с прибывшим в Берлин лицом, которое в начале июня побывало в некоторых пунктах Подолии и имело возможность на месте познакомиться с организацией и духом польской армии. Это лицо почти категорически отрицает возможность разложения польской армии в результате известной агитации.
«Польскую армию можно разбить, заявил мой собеседник, но тот, кто знает характер ее комплектования и состав ее, должен убедиться, что большевицкая агитация не способна поколебать духа армии. Более вероятным представляется мне возможность разложения среди украинских частей, крестьянский элемент которых благодаря своему низкому культурно-образовательному уровню не представляет из себя в смысле политическом устойчивой массы, но польский солдат, по моему глубокому убеждению, стоит в этом отношений вне всяких опасений".
Подобное мнение очевидца, разумеется, является в высшей степени интересным. Кстати, по этому вопросу любопытно еще сделать ссылку на показания прибывшей на днях в Париж группы киевлян — французских подданных, выехавших из Киева 2 июня. В беседе с сотрудником парижской газеты „Victoire г. Бертло, глава этой группы, касаясь вопроса о духе польской армии, сообщил некоторые сведения, вполне соответствующие данным, приведенным нами выше.
Б. Ланин.
Время, Берлин, 1920 г. № 104, 12 июля
|