По материалам периодической печати за декабрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Война с Украйной?!
Совет народных комиссаров предъявил Украинской Раде ультиматум.
Если в течение 48 часов правительство Украинской республики не даст ему удовлетворительного ответа, «советское правительство» Великороссии объявит войну Украйне.
Ленин и Троцкий повторяют еще в этом документе слова о национальных правах Украйны, о ее «праве совершенно отделиться от России или вступить в договор с Российской республикой».
Они лишь не хотят признать за ней права:
1) отзывать украинские войска с фронта после заключения перемирия,
2) пропускать через свою территорию казацкие части, возвращающиеся на Дон и на Кубань,
3) не пропускать «великорусские» войска, направляющиеся для целей усмирения в казацкие области,
4) не допускать на Украйне существования вооруженной силы, не подчиняющейся украинскому правительству (советские полки и красная гвардия).
По этим четырем пунктам и предъявило большевистское правительство «Великороссии» ультимативные требования Центральной Раде, большинство в которой принадлежит, как известно, социалистическим партиям Украйны.
Эти четыре требования, по мнению Троцкого и Ленина, не посягают ни на территориальную неприкосновенность Украинской республики, ни на ее суверенные права. По мнению большевистских диктаторов, они вправе содержать свои войска и свою красную гвардию на Украйне и в любой момент проводить через территорию республики свои армии, посылаемые против тех, кого они считают своими врагами.
Они считают даже, что на обязанности Украинской республики лежит помогать им в деле замирения непокорных Дона и Кубани, за которыми большевистское правительство не желает признавать никаких «автономных прав». Наконец, они считают себя вправе судить и осуждать украинское временное правительство за её буржуазный характер и за то, что она «ведет двусмысленную буржуазную политику, которая давно уже выражается в непризнании Радой советов и советской власти на Украйне».
Более грубое вмешательство во внутренние дела республики, за которой тот же ультиматум признает право на полное отделение от России, трудно себе представить.
«Совет народных комиссаров» утверждает, что «двусмысленная политика, лишающая его возможности признать Раду, как полномочного представителя трудящихся и эксплуатируемых масс Украинской республики», уничтожила возможность всякого соглашения с нею. Но совершенно очевидно, что особенно раздражает Ленина и Троцкого нежелание Рады признать их правительством всероссийским и ее твердое намерение предоставить разрешение вопроса об окончательном устройстве федеративной Российской республики Учредительному Собранию.
Смольное правительство не видит другого выхода из создавшегося положения, кроме объявления «Великороссией» войны Украйне.
Да, войны, и притом объявленной согласно обычным обрядам всех милитаристских правительств,
Правительство, видящее весь смысл своего существования в борьбе против войны, на первых же шагах своей деятельности считает себя вынужденным объявить новую войну, прежде чем ему удалось закончить старую. И на этот раз не «гражданскую», не внутреннюю войну, не классовое восстание рабочих против капиталистов внутри определенного государственного целого, а самую обыкновенную «национальную» войну—одного государства против другого, хотя еще и не сложившегося окончательно, но право которого на самостоятельное существование не оспаривается.
По крайней мере, таким представляется положение вещей с точки зрения самих большевиков, согласно их собственному пониманию отношений между Великороссией и Украйной.
Правда, при этом Ленин и Троцкий силятся доказать, что они против буржуазной Рады выступают совместно с украинским пролетариатом, организованным в советы.
Но, во-первых, нам неизвестно, чтобы украинские социалистические партии обращались за помощью Великороссии в их борьбе с украинской буржуазией.
Во-вторых, позволительно спросить, почему не двинет большевистское правительство свои революционные войска на помощь также германским и австрийским пролетариям, борющимся против правительств, несколько более опасных для «дела международного пролетариата», чем Украинская Рада?
Если совет народных комиссаров объявляет войну Украйне для того, чтобы передать на Украйне власть в руки советов, то почему же он заключает с Германией мир, а не продолжает, наоборот, с ней непримиримой войны до тех пор, пока и там, как на Украйне, власть не перейдет в руки советов рабочих и солдатских депутатов?
Разница в отношении большевистских диктаторов к Германии, ко всем, вообще, действительно независимым государствам, с одной стороны, и к молодой Украинской республике— с другой—объясняется очень просто-Ленин и Троцкий готовы признать какую угодно независимость и свободу до тех пор, пока это им удобно. Там же, где эта независимость противоречит их планам во «внутренней политике», они готовы объявить «революционную войну», которую, однако, они искусно прячут в карман, когда имеют дело с Гофманом и Кюльманом.
В. СУХОМЛИН
Дело народа 1917, № 226 (7 дек.).
Центральная Рада и калединско-кадетская контрреволюция
Читателям известен ультиматум Совета Народных Комиссаров Раде. Ультиматум был вызван тем, что Рада не двусмысленно поддерживает калединскую контрреволюцию, разоружая советские войска на Украине и мешая продвижению революционных войск против Каледина. Вчера был получен длинный ответ Рады, недостойный по тону и совершенно неудовлетворительный по содержанию. Ответ этот будет опубликован завтра. Вслед за получением ответа было получено предложение Центральной Рады, переданное через Революционный Штаб Петроградской Краевой Войсковой Рады, о желательности мирного улажения конфликта. Предложение это замечательно в том отношении, что оно свидетельствует о переломе настроения Рады в сторону мирных переговоров.
Тем не менее оно не удовлетворило Совет Народных Комиссаров, ибо оно обходит основной вопрос об отношении Рады к борьбе с калединско-кадетской контрреволюцией. Поэтому Совет Народных Комиссаров, идя навстречу возможным мирным переговорам с Радой, считает, что переговоры эти имели бы смысл лишь в том случае, если бы Рада отказалась безусловно и категорически от какой бы ни было поддержки калединско-кадетского мятежа на Дону. Ниже мы печатаем предложение Рады и ответ Совета Народных Комиссаров.
Совету Народных Комиссаров
Украинский Революционный Штаб, по уполномочию Правительства Украинской Народной Республики, имеет честь представить на усмотрение Правительства Великороссийской Республики результаты переговоров Штаба со своим Правительством касательно ультиматума Советов Народных Комиссаров Центральной Украинской Раде и ответа Правительства Украинской Республики на этот ультиматум.
Из переговоров явствует, что конфликт между Украинской и Великороссийской Республиками может быть улажен при соблюдении следующих условий:
1. Признание со стороны Совета Народных Комиссаров прав Украинской Народной Республики и полное невмешательство его в дела Республики;
2. Удовлетворение требования об украинизации воинских частей и вывода этих частей из других фронтов в пределы Украины;
3. Надлежащее регулирование вопроса о денежных знаках и золотом запасе.
4. Невмешательство Совета Народных Комиссаров и Ставки Главковерха в управление Украинским, т. е. Румынским и Юго-Западным фронтами.
5. Разрешение вопроса, о мире при участии Украинской Республики.
При этом Правительство Украинской Республики полагает, что заявление Совета Народных Комиссаров о принципиальном признании вышеизложенных условий, равно, как и ответ на ноту Правительства, об образовании в Россия федеративного социалистического правительства, могли бы быть приняты за основу для улажения конфликта, во избежание войны между Украиной и Великороссией.
Относительно пропорции участия Украинцев в составе федеративного Правительства, Правительство Украинской Народной Республики полагает, что в виду того особого значения, которое приобретает Украинская Республика в данный момент, благодаря своей организованности и стремлению к действительному упорядочению взаимоотношений во всей России и установлению нормального хода революционной жизни в отдельных республиках,—Украине должно принадлежать не менее третьей части представительства.
Вместе с сим украинский революционный штаб уполномочен своим правительством заявить Правительству Российской Республики, что, в виду финансовых затруднений, из пределов Украины не будут высылаться продовольственные продукты впредь до получения непосредственно генеральным секретариатом наличного расчета за продукты, кредитными билетами и на одной трети расчета золотом.
Украинский революционный штаб, уповая, что конфликт братских народов, будет разрешен благополучно, ко взаимному удовлетворению, изъявляет полную готовность использовать все силы в данном деле.
Атаман штаба Байздренко.
Адъютант Усик.
Украинскому революционному штабу Петроградской краевой войсковой Рады
В ответ на Ваше предложение о мирном улажении конфликта между Центральной Радой и Советом Народных Комиссаров, сделанное „по уполномочию Правительства Украинской Народной Республики", Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Мирные способы улаживания конфликта, разумеется, желательны и Советская власть все делала для достижения именно мирного разрешения вопроса.
2) Что касается выдвинутых Радой условий, то те из них, которые имеют принципиальный характер (право на самоопределение), не составляли и не составляют предмета спора или конфликта, так как Совет Народных Комиссаров признает и проводит эти принципы во всей их полноте.
3) Действительным предметом конфликта, совершенно замалчиваемом в передаваемых Ваши условиях Рады, является поддержка Радой буржуазной кадетско-калединской контрреволюции, направленной против власти Советов Крестьянских, Рабочих и Солдатских Депутатов.
4) Соглашение с Радой возможно только при условии категорического заявления Рады об ее готовности немедленно отказаться от какой бы то ни было поддержки калединского мятежа и контрреволюционного заговора кадетской буржуазии.
Совет Народных Комиссаров.
Еще по теме
|