военный обзор
Центральная группа армий ген. Деникина старается расширить занятый ею плацдарм в Курском секторе, направляя удары к северу и слева от него у железнодорожного Льговского узла и в районе г. Рыльска. В двух последних направлениях ей удалось немного продвинуться, что же касается Курского района, то здесь борьба ведется за прежние рубежи.
Наша линия к западу от Курска, примерно до Путивля, образует сейчас небольшие выступы в район расположения противника. Их оборона связана с известными неудобствами, так как в каждом частном случае противник может занять охватывающее положение. Этим и можно объяснить отклонение линии к западу от Курска несколько на север, с целью ее сокращения и уничтожения углов.
Ясно намечается направление дальнейшего нажима белых. Они двигают две сильные колонны по Курско-Орловской дороге и соседней с нею, Льговско-Брянской; в промежутке между ними по шоссе наступает 3-я колонна на Фатеж и далее на Кромы—Орел.
Справа вся эта группа прикрывается заслоном у г. Щигры, а слева—отрядом Рыльск—Путивль, который, если сложится для того благоприятная обстановка и устойчивое положение у Бахмача, тоже будет пытаться продвинуться по линии Ворожба—Навля, где эта дорога впадает в брянскую магистраль, верстах в 40 к югу от города.
Таким образом, противник наступает сейчас по фронту шириною верст 125—150. И одно это обстоятельство говорит о размерах пущенных им в дело сил. Хотя, конечно, в настоящую войну и нельзя применять тот же масштаб для подсчета войск в зависимости от занятого ими пространства, как это обычно практикуется в стратегии для международных войн.
Но несомненно лишь одно, начатая им орловско-брянская операция ведется за счет ослабления киевско-черниговской и донской групп.
Особенно это сказывается в первом секторе, где он в состоянии нанести контрудар лишь вдоль железной дороги на Фастов и не может пока остановить наступление советских войск на Киев, по шоссе к северу отсюда подошедших к городу на 18 верст.
Это значит, что под рукою у него израсходованы все резервы и придется занимать из центра. Весь вопрос сводится к тому насколько своевременно он прибудет. Вот почему, между прочим, для белых особенно и важно захватить и обеспечить за собой весь участок Киево-Курской дороги. Она дает ему возможность быстро перебрасывать войска с курского в киевский сектор и обратно.
На донском секторе противник тоже слаб, но возмещает недостаток живых сил повышенной активностью. Слабость его лучше всего видна из безуспешности форсирования реки у Коротояка. Положим, что переправа через реку, на глазах у противника, операция очень деликатная. Но с другой стороны военная история говорит, что она удается в 75 случаях из ста. И это потому, что форсирующая реку сторона, всегда численно сильнее, может отвлечь внимание неприятеля от избранного пункта переправы...
На Восточном фронте противник снова перешел в контрнаступление на тракте вдоль Петропавловской железной дороги и к югу отсюда на тракте.
Ишимская группа наступает успешно и ее голова значительно опередила соседа. Сам Ишим связан с Петропавловском трактом, и это обстоятельство должно отразиться на дальнейшем ходе операций, как только советские войска выйдут на него.
Движение на Омск производится концентрически, по крайней мере пятью колоннами, и по мере того, как они подаются на восток, для штаба адм. Колчака становится все труднее наносить им удары по частям, пользуясь внутренними операционными линиями, как это им проектируется сейчас.
В. Кс.
Известия Петрогр. совета раб. и красноарм. деп. 1919 № 219, 27 сентября
Еще по теме
|