Военная работа Кирова
Сергей Миронович Киров был одним из выдающихся военных работников партии большевиков. В его политической деятельности военная работа занимала большое место задолго до Великой Октябрьской социалистической революции, начиная еще с томского подполья. Военные заслуги Кирова в годы гражданской войны известны очень широко. За эти заслуги он был награжден орденом Красного Знамени.
И позже, на всем своем большевистском пути товарищ Киров всегда особое внимание уделял укреплению обороноспособности Советского Союза.
Партия поставила его во главе ленинградских большевиков. Работая в Ленинграде, Киров никогда, ни на минуту не упускал из поля зрения вопросы обороны. Он неутомимо подчеркивал, что ленинградские большевики с особой, исключительной настойчивостью должны повседневно заниматься вопросами усиления мощи Красной армии и флота и сам показывал пример этого.
В Ленинграде в музее Кирова сохранилась старая, выцветшая фотография. Киров снят на ней в окружении большого числа красноармейцев и командиров. Фотография сделана 19 июня 1926 года, во время пребывания Кирова в Лужском лагере.
В этот день происходила лагерная красноармейская конференция. Киров выступал на конференции и говорил 2 часа. Простым и понятным красноармейцам языком он рассказал о международном и внутреннем положении СССР, о задачах боевой подготовки, о режиме экономии. Касаясь последнего вопроса, Киров сказал:
— Для Красной армии это, прежде всего, хорошо поставленная учеба, чтобы ни один день пребывания красноармейца в армии не пропал зря.
После конференция товарищ Киров осматривал лагери. С большим интересом он ознакомился с «машинным двором» артиллерийского полигона, с его техническим оборудованием для подвижных мишеней, побывал в блиндаже, на огневых позициях. Он обошел также ленинские палатки, ничего не забыл осмотреть, всюду беседовал с бойцами и командирами.
Так бывало всегда и во всех частях, куда приезжал Киров. Он хорошо знал многих командиров, периодически выслушивал доклады о ходе боевой и политической подготовки и на месте проверял результаты, посещал инспекторские стрельбы, заботился об организации отдыха и улучшении бытовых условий воинов Красной армии, наблюдал за их культурным ростом.
Наибольшим вниманием Кирова пользовались авиация, механизированные и танковые части. В танковых частях он бывал неоднократно, знакомясь с действиями боевых машин, в создании которых он принимал непосредственное участие.
Киров очень внимательно относился к командным кадрам Красной армии и заботился об их подготовке. Он посещал Ленинградский Дом Красной армии, бывал в военных училищах, где вникал в методику занятий, проверял качество питания, интересовался итогами приема в училища. Киров всегда призывал командный состав к скорейшему овладению новой боевой техникой.
Характерно, что свое последнее обращение к Красной армии товарищ Киров адресовал, прежде всего, ее командным кадрам. 28 октября 1934 года, приветствуя выпуск командиров-инженеров Артиллерийской академии, Киров выражал твердую уверенность в том, что они с подлинно большевистской настойчивостью будут
«крепить боевую мощь РККА, бороться за ее техническую реконструкцию и овладевать новыми высотами военной техники».
В этом же приветствии он призывал командиров неуклонно повышать свою марксистско-ленинскую подготовку. Товарищ Киров принимал самое непосредственное участие в партийной жизни частей Ленинградского военного округа.
Большую заботу проявлял Киров о подготовке политсостава. Посещая находившуюся в то время в Ленинграде Военно-политическую академию, он настойчиво подчеркивал, что марксизм-ленинизм является сильнейшим оружием Красной армии, что без овладения этим оружием нельзя быть полноценным руководителем масс.
Киров воспитывал ленинградских партийных и непартийных большевиков в духе постоянной боевой готовности, в духе готовности к отпору любых поползновений любого врага. Он выступал неутомимым пропагандистом военных знаний и боевой техники. 17 июля 1927 года, в заключительный день «Недели обороны», на Комендантском аэродроме, в присутствия 50 тысяч зрителей, состоялась демонстрация наших достижений в области авиации. Взлетали одновременно три самолета. На одном из них поднялся товарищ Киров. Тогда такой полет имел большое агитационное значение.
Кирову принадлежит идея строительства авиационного клуба и инициатива организации движения за создание заводов-крепостей, за массовую подготовку населения к противовоздушной обороне. Вопросам ПВО он уделял исключительное внимание и с большой энергией помогал проводить учения по противовоздушной обороне города.
В краткой статье нет возможности хотя бы бегло обрисовать разностороннюю военную деятельность Кирова. Не меньшее, если не большее внимание, чем армии, он уделял и флоту. Под его непосредственным руководством было закончено восстановление Балтийского флота, проведена его модернизация, начато строительство Большого советского флота. Он стоял у колыбели многих кораблей Краснознаменной Балтики.
В жизни флота все было близко его сердцу. Его волновал и ход подъема английской подводной лодки «L-55», потопленной в годы гражданской войны славными моряками Балтики, и ход вербовки младших специалистов на сверхсрочную службу, и тысячи других дел, которыми жил флот. Начиная с 1920 года, товарищ Киров присутствовал почти на всех маневрах Балтфлота и плавал на многих его кораблях, от «Марата» до подводных лодок включительно.
С именем Кирова неразрывно связано строительство Беломорско-Балтийского канала и создание Северного флота. Всякому ясно стратегическое значение этих двух факторов.
Общеизвестно также огромное внимание, уделявшееся Кировым работе оборонной промышленности. Его энергии и организаторскому таланту Красная армия и флот много обязаны своим современным вооружением. Достаточно сказать, что ряд новых цехов и заводов вырос при непосредственной помощи Сергея Мироновича.
Организатор ленинградской металлургии Киров очень многое сделал для того, чтобы в изобилии дать Красной армии и флоту новую артиллерию, крепкую броню, тракторы и автомобили, быстрые танки и самолеты, чудесную оптику, надежные средства связи и многие другие тонкие и сложные приборы и агрегаты, необходимые для обороны страны. Глубоко интересуясь новыми изобретениями, Киров сам присутствовал при испытании ряда объектов, посещал полигоны, научные учреждения, вникая в их работу, наблюдая за проектированием и постройкой некоторых машин, за ходом военных строек.
Чем бы ни был занят Киров, какую бы напряженную работу ни вел, он никогда не забывал о нуждах обороны страны. Ни одного крупного вопроса в жизни флота и частей Ленинградского военного округа не решалось без него. Активное участие он принимал в военно-научной работе, в редактировании «Истории гражданской войны».
Сегодня, в день шестой годовщины со дня злодейского убийства Сергея Мироновича Кирова, Красная армия с огромной любовью вспоминает о нем. Проходят годы, все дальше в тьму веков отодвигаются события, даты, имена, лица. Но имя Кирова не будет забыто никогда. Для нас оно звучит сегодня, как клятва.
Как клятва бороться до конца и победить.
П. КОРЗИНКИН.
Не позволим!
Мы приходим
к любимым урнам каждый год
а незабвенный час, — помнит Балтика,
слышит Мурман: голос Кирова
среди нас!
Перечтем
его речи
снова,
и на вахте
сторожевой — большевистское
вспыхнет слово силой пламенной и живой.
Это слово —
рукою тронешь
и идет
со страницы речь — той же силой,
Сергей Мироныч, подымать,
волновать и жечь!
Это слово —
от волн каспийских
зажимало в тиски!
врага
Как смешны
бессильные писки у Хельсинок
гниющей трески!
Мы
врагов
навсегда отучим
к нашим водам
подтягивать сеть!
Не позволим
финляндским тучам
над Советской Невой
висеть!
Помним пулю!
И точно знаем,
кто
на Кирова
злобно шел,
кто
наемных убийц
хозяин,
кто науськивал,
кто навел!
Эти самые,
в вой разгула
подкупили
фальшивый хор,
чтоб приставить
стальное дуло
Ленинграду
к груди,
в упор!
Но мы стали
стеной из стали,
и прожектором
режем тень,
чтобы пули
не
долетали
до советских
сердец
и стен!
Не застигнут
ни в день,
ни в полночь,
а попробуют —
грозен суд!
Твое имя,
Сергей Мироныч, словно клятву
бойцы несут.
Его шепчет,
волнуясь,
знамя
перекличкой
по всем рядам, —
и как верный маяк
огнями
имя Кирова
светит нам!
Семен КИРСАНОВ
Красная звезда, № 281, 1 декабря 1940 г.
Еще по теме:
Пламенный трибун коммунизма Сергей Миронович Киров
Военная работа С. М. Кирова
|