ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
1868 год
Наша современная государственная жизнь развивается в последние годы с такой быстротой и при таких разнообразных условиях, придающих ей необыкновенный интерес и почти лихорадочное оживление, что даже года наименее богатые важными законодательными мерами и крупными политическими событиями, все-таки являются годами, имеющими весьма важное значение в истории нашего внутреннего развития. К таким годам принадлежит несомненно и оканчивающийся ныне 1868 год. С самого почти начала его, Русское общество было свидетелем явления высоко-знаменательного по его внутреннему характеру и потому участию, которое мог принять весь русский народ в деле, в прежнее время, совершенно не подлежавшем участию народной самодеятельности.
В начале января, из разных источников, стали приходить в Петербург слухи о печальных последствиях плохого урожая, бывшего в некоторых местностях России в 1867 г. Из этих известий оказывалось, что нескольким губерниям нашего отечества грозит страшное бедствие—голод. Как только это сделалось известным в обществе, началось повсеместное благотворительное движение. Здешние газеты тотчас же открыли подписку в пользу голодающих, щедрые пожертвования посыпались со всех сторон. Чрез несколько дней образовалась особая временная комиссия для распределения жертвуемых денег. В главе этой коммиссии стал Государь Наследник с Августейшей супругой своей, и открыл в своей собственной канцелярии прием присылаемых со всех сторон денег. В самое короткое время сумма пожертвований возросла до миллиона рублей сер.
Комиссия, по энергическому почину своего Августейшего председателя с необыкновенной энергией принялась за свой громадный труд, и достигла самых утешительных результатов. Бедствие, грозившее России, было отстранено от нее. Местности, нуждавшиеся в хлебе, получили своевременно пособие деньгами, мукой и зерном.
В этом эпизоде нашей современной истории, особенно замечательно, как уже было сказано
выше, то обстоятельство, что в благотворительном движении спасшем от голода угрожаемые им местности, принимал участие весь русский народ и все факторы нашей гражданской жизни.
Центральная временная комиссия, распоряжавшаяся пособиями, находясь под председательством старшего сына Государева, состояла из представителей почти всех сословий. Рядом с высокими государственными сановниками, в ней заседали гласные петербургской думы, купцы, городские головы провинциальных городов и проч. Помощниками этой комиссии являлись земства, городские общества, разные корпорации; вкладчиками в капитал пожертвований—весь русский народ.
В других областях нашей государственной жизни истекающий год ознаменовался распространением судебной реформы на некоторые из губерний, остававшихся доселе при старых судебных порядках, открытием новых военных судов, распространением мирового института на все губернии, где существует земское самоуправление, восстановлением этого самоуправления в губернии С.-Петербургской, земельным наделом Бессарабских царан и целым рядом мер менее крупных, но по большей части клонившихся к дальнейшему развитию тех благодетельных реформ, которые быстро созидают обновленную на началах гражданского равноправия Россию.
Наша общественная самодеятельность тоже не дремала в течение этого времени, а напротив обнаруживала несомненные признаки того , что русское общество вступает в период гражданского созревания. В осеннюю сессию земских собраний обнаружился в высшей степени утешительный факт, а именно: сознание земства в необходимости деятельно заняться народным образованием. Во многих губерниях земства назначили весьма значительные суммы на устройство и поддержку народных школ и учительских семинарий и вопрос об этих школах почти везде стоял на первом плане земских прений.
Наша железнодорожная деятельность продолжала развиваться в нынешнем году с прежней энергией. Различные ветви железных дорог открывались для движения одна за другой, новые предприятия возникали на каждом шагу и в настоящую минуту мы уже недалеки от того, давно всеми ожидаемого времени, когда непрерывная цепь железных дорог соединит Черное Море с Балтийским и Петербург с Одессой. Само собой, что при той лихорадочной поспешности, с которой совершается постройка наших железнодорожных ветвей, дело не могло обойтись без некоторых промахов и злоупотреблений, но эти частные случаи вовсе не мешают общей сложности железнодорожного предприятия представлять результаты в высшей степени утешительные и многообещающие.
В беглом, по необходимости кратком обзоре, результатов принесенных России оканчивающимся годом, мы конечно принуждены ограничиться самыми главными чертами и почти голословными утверждениями. Немного подробный обзор всего пережитого нами за это время потребовал бы нескольких печатных листов, но для нашей цели такой обзор вовсе и не нужен. Приступая к отчетам о политической жизни России и Европы в новом, начинающим свое существование журнале, мы считаем только необходимым обрисовать в самых общих чертах то положение дел, из которого должны развиваться дальнейшие события, подлежащие нашим обзорам.
Вот почему и в иностранной политике мы ограничимся ныне только самыми выдающимися чертами, указывающими на ее общий характер.
Для Западной Европы, оканчивающийся (или правильнее окончившийся) год был годом смутным и тяжелым. Напряженное состояние умов, созданное ожиданием вооруженного столкновения между Францией и Пруссией, не ослаблялось почти ни на минуту и делалось тем более невыносимым, чем дальше откладывалось разрешение различных вопросов, находящихся в переходном положении. Ни один из этих вопросов не только не был разрешен, но и не подвинулся вперед в 1868 г., а напротив почти повсюду путаница и затруднения увеличились и достигли крайне опасных размеров. В Риме до сих пор остаются французские войска, снова явившиеся туда защищать папу после прошлогодней попытки Гарибальди, в Австрии неудовольствие славян на мадьярско-немецкий гнет достигло высшей степени, затруднения на Востоке привели наконец к дипломатическому разрыву между Грецией и Турцией и весьма возможному в недалеком будущем столкновению, не только между этими двумя державами, но и между всеми почти государствами Западной Европы.
Внутренняя политика западных держав, за исключением разве только одной Англии, тоже не представляет за 1868 год ничего утешительного. Во Франции напряжение умов и недовольство правительством достигли угрожающих размеров, особенно с введением в действии некоторых новых узаконений, увеличивших возможность высказываться общественному мнению. Новые законы о печати усилили число оппозиционных журналов и дали возможность как новым, так и прежним органам этого лагеря высказываться с резкостью, в прежнее время не мыслимой во Франции. Введение в действие военной реформы породило во многих местностях демонстрации, открыто враждебные правительству; в самом Париже в начале и конце года население обнаружило старую склонность к уличным демонстрациям.
В то же время, между различными оппозиционными фракциями явилось не существовавшее стремление действовать заодно и какая-то особая дисциплина, ясно указывающая, что все эти враги второй империи серьезно готовятся к решительной борьбе с нею. Теперь уже ясно, что эта борьба начнется на почве общих выборов в Законодательный корпус, имеющих происходить весной 1869 года. Цель оппозиции состоит в том, чтобы ловко раздражив умы народа против правительства, добиться легко большинства в том собрании, которое до сих пор служило Наполеону удобным орудием управления страной, именно потому, что большинство его было постоянно на стороне правительства и действовало по его указаниям.
Весь сложный механизм французской псевдо - конституции держится единственно на правительственном большинстве Законодательного Корпуса. Императору Наполеону, уверяющему Францию и Европу, что власть его основана на одобрении всех его действий огромным большинством нации, посылающим будто бы в Законодательный Корпус нынешнее его большинство, будет крайне трудно повторить такие уверения после того, как большинство это перейдет на сторону оппозиции, да кроме того управлять страной прежним порядком сделается просто невозможным, потому что такое законодательное собрание не примет ни одного закона, предлагаемого правительством.
Трудно себе представить даже, что произойдет если упомянутые выше условия французской оппозиции увенчаются успехом; трудно потому, что французскому правительству не останется тогда иного выбора, как между обращением к искренно либеральной политике и новым государственным переворотам, а между тем и то и другое неизбежно должно повести к падению династии Нанолеонидов, которую нынешний император всеми силами старается упрочить.... Впрочем уже недалеко время созвания последней сессии нынешнего Законодательного Корпуса и очень может быть, что в тронной речи Императора, которой он откроется, будут некорые указания на то, как намерен он поступить в предстоящих затруднениях.
В Англии, в нынешнем году переменилось министерство. Парламентская избирательная реформа, произведенная торийским министерством привела при новых выборах в парламенте к падению этого министерства, сделавшего важную ошибку своим сопротивлением по вопросу об отмене господствующей церкви в Ирландии. Большинство в новом парламенте оказалось на стороне вигов и вследствие этого образовалось новое, либеральное министерство, во главе которого стоят Гладстон и Брайт, являющийся представителем радикалов, вступивших в коалицию с вигами.
В Австрии, как мы уже сказали выше, идет упорная борьба между славянами,требующими признания своей национальности за одну из государственных национальностей монархии Габсбургов, и мадьярско-немецким правительством Бейста и Андраши, стремящимся подчинить славян мадьярско-немецкому игу. В этой борьбе обнаруживают особенную энергию чехи. Они упорно требуют автономии землям чешской короны и отказываются принимать участие в нынешнем цислейтанском представительстве.
В последнее время правительством были сделаны попытки помириться с чехами путем кое каких уступок их притязаниям, но они стоят на своем, конечно в надежде, что их сопротивление увенчается полным успехом, как увенчалось им сопротивление мадьяр.
В Пруссии в течение 1868 года не произошло решительно ничего особенного. Правительство было занято исключительно своими внутренними, так сказать хозяйственными делами, т. е. устройством вновь приобретенных провинций и слитием их в одно целое с прежней Пруссией.
Дело Италии в нынешнем году не подвинулось ни на один шаг в главном и жизненном для нее вопросе довершения ее единства. Утомленное этим замедлением, итальянское правительство по-видимому ищет достигнуть своей цели политическими комбинациями, клонящимися к соединению своих интересов с интересами Пруссии и России на почве восточного вопроса.
В Испании произошла революция, низвергнувшая королеву Изабеллу. Так как об этой революции говорится особо в нынешнем же номере нашей газеты, то мы и не будем здесь о ней распространяться.
В Турции готовится серьезный кризис, устранить который вряд ли удастся соединенным усилиям Европейских великих держав. Блистательная Порта вдруг почему-то сочла нужным обидеться сочувствием греков к кандийским инсургентам и потребовала от эллинского правительства изменения образа его действий вполне согласного с стремлениями греческого народа. Из Константинополя в Афины был послан ультиматум, отличавшийся высокомерным до грубости тоном. Греция отклонила от себя требование этого ультиматума, вследствие чего последовал разрыв дипломатических сношений между турецким и эллинским правительствами и начались военный приготовлении.
В настоящую минуту великие Европейские державы, не исключая и России, (которую на Западе всегда обвиняют в подстрекательствах восточных христиан) стараются предупредить столкновение, которое, если только оно произойдет, грозит разростись в Европейскую войну. Поднят вопрос о созвании конференции для решения греко-турецкого вопроса, но до сих пор еще нет никаких сведений о том, согласна ли Турция принять участие в такой конференции и главное, согласна ли будет она подчиниться выработанному на ней решению вопроса. Из предыдущих действий оттоманского правительства трудно вывести, чтоб оно изъявило подобное согласие, но следует скорее ожидать, что усилия великих держав не приведут ни к чему.
В Соединенных Штатах в 1868 году последовало избрание нового президента, на место Джонсона, срок управления которого окончился. Избран генерал Грант принадлежащий к партии республиканцев, т. е. к партии, требующей для освобожденных негров политического и гражданского полноправия.
***
РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ
Станислав Монюшко пишет новую оперу «Варя». Увертюра была уже играна на одном из концертов в Варшаве.
***
В Париже место Аделины Патти заняла молоденькая мисс Минни Гаук. У нее хороший голос, но как певица она совершенно не опытна.
***
В Брюсселе на общедоступном концерте г-на Жаэля играли увертюру «Жизнь за Царя». Утверждают, что сыграна она была весьма ладно и с большим одушевлением.
***
Носится слух, что в Петербурге в скором времени выйдет в свет музыкальная статистика С.-Петербурга, сочинения г Зигфрида Саломана, куда войдут статистические сведения о петербургских и московских театрах, театральном училище и проч.
***
В Петербурге, по проекту княгини Трубецкой, учредилась артель посыльных или городских комиссионеров. Пока артель состоит из 15 человек, связанных между собой круговой порукой; посыльные эти стоят ежедневно с 9 часов утра до 9 часов вечера на следующих станциях:
1) На углу Сергиевской и Литейной.
2) У гостиницы Демут.
3) На дворцовой набережной у Мошкова переулка.
4) На углу Владимирской и Невского.
5) У гостиного двора на Невском.
6) Близ биржи на Васильевском острове.
Цена за исполнение обыкновенных, не требующих разъездов и притом в полицейском участке, к которому принадлежит станция, 10 коп., за такие же поручения в другом участке—20 коп., а за чрезвычайные поручения, т. е. требующие экстренности и разъездов, цена взимается по соглашению.
***
Виктор Гюго хочет издавать с нового года газету «L’Аvantgarde». В числе сотрудников будет известный редактор газеты «Lanterne» Виктор Рошфор.
Всемирная иллюстрация. 1869, № 1 (1 янв.)
Еще по теме
|