nik191 Вторник, 25.06.2019, 20:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [427]
Как это было [470]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [78]
Разное [19]
Политика и политики [122]
Старые фото [36]
Разные старости [40]
Мода [299]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1570]
2-я мировая война [137]
Русско-японская война [3]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [755]
Украинизация [434]
Гражданская война [477]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [132]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Февраль » 2 » Внутренние покои Аничкова дворца: кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича (1869 г.)
05:30
Внутренние покои Аничкова дворца: кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича (1869 г.)

 

 

 

Внутренние покои Аничкова дворца:    

кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича


Редакция "Всемирной Иллюстрации» считает себя счастливой, имея возможность представить сегодня читателям своим рисунки, сделанные с фотографий, снятых нашими фотографами, во внутренних покоях Аничкова дворца.

С соизволения августейшей хозяйки дворца, мы, насколько могли, воспользовались тем временем, которое было нам назначено, а именно: несколькими часами перед самым отъездом двора Наследника в Царское село, в мае месяце этого года.

Комнаты находились в том виде, в каком остаются они большую часть года, во время пребывания во дворце семьи Наследника.

Вслед за окончанием наших работ, началась укладка и упаковка вещей. Мелочи и безделушки, красующиеся на столах и этажерках, цветы и деревья, книги и альбомы, статуэтки и картины, все это, несколько времени спустя после нашего ухода, должно было сойти со своих мест для перевозки в Царское село, или одеться в газ и кисею, для защиты от летней пыли, неминуемо и безжалостно пробивающейся в Петербурге повсюду.

 

 

Фотографический аппарат наш работал, так сказать, с живого впечатления, по горячему следу, потому что, как раз перед самым внесением его в кабинет Наследницы, она изволила принимать в нем одну из придворных дам. На рисунках, предлагаемых нами читателю, кабинет Цесаревны, равно как и спальня Великого Князя, изображены в их настоящем, обыкновенном виде.

От кабинета Цесаревны, выходящего на северную сторону дворца, открывается широкий вид на площадь Александринского театра, Публичную библиотеку и Невский проспект; по открытии памятника Екатерине II, вид этот выиграет очень много и приобретет именно то, чего ему недоставало до сих пор — сосредоточение.

Кабинет—квадратный и устлан громадным ковром, весьма светлых колеров и цельной ткани. Драпировка кабинета и обивка мебели — малиновые, толковые. По углам красуются мраморные изваяния. Стены увешаны картинами; несколько козеток и диванов со столиками расставлены в разных направлениях кабинета и блестят пестрыми, шитыми и ткаными, подушками. В углу кабинета вытягивается большой рояль, с двумя этажерками нот. Потолок и стены расцвечены лепной работой; рисунки медальонов принадлежат Боголюбову.

У окна, на отдельной подставке, стояло «Святое семейство» Фротеско Фрония; недалеко от него, под стеклом, виднелся букет серебряных цветов, работы московской фабрики купца Овсянникова, поднесенный им цесаревне по случаю дня ея обручения. О букете этом скажем несколько слов позже. Мы печатаем два рисунка кабинета цесаревны, два угла его: северо-восточный (к Невскому) и северо-западный (к театру).

 

Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Северо-восточный угол

В северо-восточном углу, прямо против входа, стоит письменный стол цесаревны, богато и со вкусом обставленный всеми необходимыми принадлежностями письма и теми мелкими и пестрыми безделушками, которые придают подобным письменным столам своеобразную, игривую наружность. Письменный прибор, из лазоревого камня (лапис-лазурика), почти теряется между множеством вещиц. Несколько портретов: государя, наследника и покойного брата его, сестры и брата цесаревны, виднеются справа и слева.

Хорошенькие прес-папье и другие бронзы расставлены кругами. Мы заметили между ними ту общеизвестную мертвую птичку, с опавшими крылышками и подобранными ножками, которая составляет почти необходимую принадлежность всякого женского письменного стола; нам бросились в глаза и те бронзовые дровнишки, с водовозной бочкой и кабаном хрустального льда на них, которые, в разных видах и величинах, красуются в окнах магазинов Юнкера, Кнопа и др. Две вазы из лазурного камня возвышались за чернильницею. Бювар, с вензелем цесаревны, занимал средину стола: на раскрытых листах его виднелись начерченными мелкие заметки, пробы пера.

Сфинкс с часами, скромная алегория вечного вопроса, находящего себе место как во дворцах, так и в хижинах, обрисовывался своей меланхолической строгой профилью между другими вещицами, составляя весьма удачный, гармонический контраст, с яркими головками и почками весенних цветов, обрамлявших стол. Один из томов сочинений Пушкина лежал раскрытый; подле него история Карамзина. Сбоку стола, в низкой подставке, теснились картонными папками большие илюстрированные издания; между ними заметили мы: «древности Владимира Волынского» и другие. За столом, в кабинете, поставлено что-то в роде комнатной часовеньки (рисунок которой мы дадим в следующем номере), в которой размещены маленькия копии знаменитых апостолов и Христа,

 

Иисус Христос и Св. Иоанн Богослов (Статуи Торвальдсена)

работы Торвальдсена, уже знакомых читателям «Всемирной Иллюстрации» (см. №13). Этой постановкой только что названных копий, в красном углу кабинета, перед лицом сидящего за письменным столом, цесаревна достойно почтила память своего великого соплеменника, своей прежней родины: Христос и апостолы Торвальдсена украшают средний неф копенгагенского собора и стоят на почетном месте в кабинете Наследницы русского престола.

 

Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Северо-западный угол


Другой рисунок наш изображает северо-западный угол кабинета цесаревны. Весь этот угол занят одним белым изящным изображением «Татьяны» Пушкина, работы Изобелли. Окруженная цветами и мягкою зеленью пальм и камелий, Татьяна, только-что оставила чтение и задумалась:

Татьяна (русская душою
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров    
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны—
Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася: тогда
В смятеньи Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась

Желанье сердца ей шепнуть....

 

Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Татьяна, статуя Изобелли


Татьяна Изобелли следит за падучей звездой; скульптору удалось очень счастливо разрешить свою задачу и воспроизвести одно из лучших созданий русской мысли весьма верно и скромно. Татьяна не красавица, да ей и не нужно быть красавицей; она глубоко задумчива и склонившись на левую руку, мечтает своим полудевическим, полуженственным, даже суровым мечтанием. Правая рука ее опущена на последнюю из прочитанных странице книги; Татьяна, видимо, чувствует себя наедине совершенно свободной, ведь ее никто не видит.    

Место, занимаемое ей в кабинете цесаревны весьма удачно, даже с точки зрения освещения: статуя обращена на северо-восток, т. е. освещается почти исключительно отраженным светом. Белый мраморный облик рисуется , как нельзя лучше, в вечной зелени окружающих его цветов и растений. Гляди на Татьяну, мы не могли не припомнить того, что и на письменном столе цесаревны лежал открытым том Пушкина— изображение русской женщины и русский поэт, дома, у себя в кабинете цесаревны.

Выше упомянули мы о серебряном букете работы Овсянникова.

 

Аничков дворец: Кабинет Государыни Цесаревны: Серебряный букет работы Овсянникова.


Мы представляем читателю отдельный рисунок его. Серебра на эту работу пошло около 40 фунтов. Букет состоит из роз, гвоздики, георгин, ландышей, весьма тщательно и добросовестно отделанных и, большей частью, позолоченных, местами эмалированных. Роrtе-fleur, в который вставлен букет, также разрисован синей эмалью. Под цветами положен серебряный кружевной платок. Все вместе покоится на большой зеленой подушке, с кистями по углам; подушка эта открывается. Работа подушки, произведенная на московской фабрике Овсянникова, действительно замечательна и достигает тонкости старых венецианских работ того же рода. Она была поднесена цесаревне 28-го октября 1866 года.

 

Будущий император Николай II


Оставляя кабинет цесаревны, мы просим читателя спуститься с нами вместе этажом ниже, в спальню великого князя Николая Александровича. Впечатление, производимое этой спальней будущего Императора Всероссийского , совершенно противоположно впечатлению кабинета августейшей его матери. Насколько в кабинете потрачено художественности и материальных средств, настолько спальня великого князя проста и беззатейна. Пестрый кретон (голубой с белым) послужил материалом на занавески, на обивку стен и мебели. Небольшая киота с образами святых, имена которых особенно дороги и близки царскому семейству, занимает один из углов спальни. На стене, против окошек, висит портрет императора Александра I, ребенком, с погремушкою в руках, писанный

Д. Г. Левицкий: портрет императора Александра I


Левицким. Погремушка эта, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, переходит из рода в род и недавно подарена Императрицей маленькому внуку своему. Читатель видит ее на столе одного из наших рисунков спальни.

Средину одного из этих рисунков занимает кроватка великого князя.

 

Аничков дворец: Спальня Великого Князя Николая Александровича: Дневная кроватка


В ней спит он ночью. На простых деревянных столбиках, поддерживающих темно-зеленую газовую завесу, повешены, по старинному русскому обычаю, маленькие образки, служащие охраной полуночному сну ребенка. Днем великий князь спит в небольшой плетеной корзине, обтянутой голубым атласом, видной на другом рисунке нашем, поставленной на диван. На столе этого рисунка заметна погремушка, о которой мы только что упомянули; подле стола видно креслице великого князя.

 

Аничков дворец: Спальня Великого Князя Николая Александровича: Постель

 

Передавая печати рисунок спальни и ее коротенькое описание, мы уверены, что многие и многие из наших читателей с чувством глубокого почтения отнесутся к той простоте и безыскусственности, которой обставлены первые дни жизни великого князя. Мы бы поступили не хорошо, если бы скрыли впечатление, произведенное этой обстановкою на нас.

Нам кажется, что маленький великий князь, как мысль и слово будущего столетия России, принадлежит не только своим отцу и матери, но принадлежит и русскому народу. Поэтому-то всякий луч света, брошенный на эту молодую, только что начинающуюся жизнь, всякое знакомство с мелочами этой жизни, со всяким шагом в развитии ее, являются вопросами первой важности, и переходят из области простого любопытства в область любознательности.

Русские образки русских святых, висящие над кроваткой великого князя, да внушат они ему святые мысли на великие деяния, по началам, положенным дедом, и по тем правилам, которым следует августейший отец его, теперешний наследник русского престола.

 

Всемирная иллюстрация, № 40 (27 сент. 1869 г.) - с. 209-224.

 

 

Еще по теме:

Наследник Российского престола Цесаревич Александр Александрович (1869 г.)

Ее Императорское Высочество Наследница Цесаревна Мария Феодоровна (1869 г.)

Мария Александровна - государыня и императрица всероссийская

Александр II - император и самодержец всероссийский

Его Императорское Высочество, Великий Князь Николай Николаевич Старший

Воспоминание о покойном Наследнике Цесаревиче Николае Александровиче

Внутренние покои Аничкова дворца: кабинет Цесаревны и спальня Великого Князя Николая Александровича (1869 г.)

Его Императорское Высочество Великий Князь Алексий Александрович

Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич

 

 

Категория: Политика и политики | Просмотров: 248 | Добавил: nik191 | Теги: Аничков дворец, 1869 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz