По материалам периодической печати за декабрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Власть на Украйне
С момента свержения большевистскими штыками временного правительства, Россия, лишившись центральной власти, утеряв последние остатки необходимых для государственного целого, центростремительных сил—дифференцируется на свои естественные экономические, политические и национальные части; зарождаются и утверждаются составные единицы федеративного коллектива.
Государство без власти существовать не может! Инстинкт самосохранения просыпается! Переставая сосредоточивать свое внимание на разлагающемся центре—на местах начинают думать больше «о себе». Местные интересы делаются ближе, развивается «местный патриотизм». На местах зарождается своя власть! Кавказ, Кубань, Украина, Дон, Сибирь—начинают жить самостоятельной жизнью.
На Украине и на Дону этот процесс идет еще более интенсивно— карательные экспедиции Ленина—Смольного, естественно, еще более заставляют Украину и Дон сосредоточиваться в себе, теснее сближают все местные силы в страстном желании отстоять свое существование, все организуются вокруг и на защиту новой местной власти.
В настоящий момент народные массы не могут быть двинуты никаким принуждением—только энтузиазм, один энтузиазм может спаивать еще массы, двигать их. Надо признать, что успех большевистского захвата власти этим и объясняется: солдаты пошли за большевиками, охваченные верой в близость мира, немедленное получение земли.
И украинцы идут за Радой в глубоком убеждении, что их Украйне грозит гибель, что их национальная свобода попирается. Украинских солдат не приходится звать: они сами со всех фронтов, из Москвы, Петрограда, Черного моря съезжаются на защиту Украины.
Надо присмотреться к этим горячим глазам, возбужденным лицам, страстным речам, чтобы сразу убедиться, с каким сильным народным, национальным подъемом имеем мы дело!
Вот пример. Большевики, желая свергнуть Раду и заменить ее советами солд. и раб. депутатов, созвали в Киеве 4-го декабря всеукраинский съезд советов раб., солд. и крест. депутатов, но они совершенно, очевидно, упустили из виду, что Украина—по преимуществу крестьянская.
И надо было видеть посрамление большевиков на этом съезде! Несколько десятков большевиков и 5 наших «левых», так называемых, с.-р., буквально потонули в многотысячном море украинских крестьян.
На их призывы к рабоче-крестьянской революции, к свержению «буржуазной» Рады, поддерживаемой контрреволюционными соглашателями с.-р. и меньшевиками, съезд отвечал гневными криками -«долой», «ганьба» (позор!). Тысячная толпа солдат и крестьян народным гимном «Ще не вмерла Украина» ответила на дерзкие призывы подчиниться диктатуре Ленина и Троцкого.
Неудивительно, что большевики и наши 5 «левых с.-р.» поспешили уйти со съезда и, по примеру Петрограда, сорганизовав свой съезд, поместившийся в одной комнате бюро профессиональных союзов.
Солдат ныне уж ничто не удерживает: с войной вырос для них покончен, никаких задерживающих центров нет и, если на Украйне мы неожиданно видим сравнительно дисциплинированные войска, бодро марширующие, несущие охрану—несомненно, это объясняется национальным подъемом, новым для солдат энтузиазмом. Власть должна быть силой! Генеральный секретариат, опираясь на своих солдат, чувствует и осознает се6я уже силой. Бескровное разоружение в Киеве большевистских полков и тяжелой артиллерии еще более усилило его авторитет.
Так на местах зарождаются новые источники власти. Потеряв власть в центре России, несомненно, соберет ее с мест. Окраинные федеративные единицы с каждым днем крепнут, оздоравливаются, и этот процесс федерализации будет, несомненно, спасителен для России.
Учредительное Собрание созидаемую власть должно обязательно опереть на уже сложившиеся федеративные единицы.
И, если Учредительного Собрания созвать не удастся—медлить нельзя: необходимо немедленно сорганизовывать власть из федерации. Более здоровые Кавказ, Кубань, Украина, Дон, Сибирь помогут Петрограду стать на ноги. Опираясь на реальные силы, они дадут возможность создать реальную власть.
И. СКЛОВСКИЙ.
Советское правительство и Рада
Выслушав доклад тов. Прошана, который в качестве делегата от Крестьянского Съезда имел беседу с Винниченко, Грушевским, Поршем и др. как официальными представителями Рады и приняв во внимание, что эти официальные представители Рады выразили принципиальную готовность начать переговоры о соглашении с Советом Народных Комиссаров на началах признания Советом Народным Комиссаров независимости Украинской Республики и признания Радой контрреволюционности Каледина и его сообщников; приняв далее во внимание, что Совет Народных Комиссаров всегда и безусловно признавал право всякой нации, том числе Украинской, на независимое государственное существование; что всякая попытка устранить войну с Радой, если бы Рада признала контрреволюционность Каледина и не мешала войне против него, безусловно желательна.
Выражая свое убеждение в том, что только Совет Украинской крестьянской бедноты, рабочих и солдат могут создать на Украйне власть, при которой столкновения между братскими народами будут невозможны—Совет Народных Комиссаров, считая в то же время целесообразным открыть деловые переговоры с Радой с целью устранения тех столкновений, которые вызваны были политикой Рады по отношению к общему фронту и контрреволюционному восстанию Каледина, постановляет:
Предложить Раде переговоры о соглашении на указанных началах и наметить, как один из пунктов, где было бы вероятнее всего удобнее вести переговоры, гор. Смоленск или Витебск.
Совет Народных Комиссаров.
С подлинным верно: Секретарь Совета Горбунов.
20 дек. 1917 г.
НА ДОНУ
В Петроград возвратилась группа украинцев-солдат, побывавших в Ростове в отпуску и застигнутых там событиями, о которых в печати уже сообщалось.
Украинцы передают ужасающие подробности о самосудах и жестоких гонениях, которым стали подвергаться рабочие и солдаты, а особенно матросы после вступления Каледина в Ростов. На улицах Ростова велась самая беззастенчивая агитация, чтобы натравить казаков на солдат и матросов: о них говорили казакам, что все это переодетые немцы, присланные из Петрограда для отобрания у крестьян земли; что Петроград во власти немецких войск, которые Совет Рабочих и Солд. Депутатов умышленно ведет в Россию, чтобы с их помощью восстановить монархию и вновь посадить на престол Николая ІI-го.
Среди украинцев распространялись воззвания, в которых говорилось, что Совет Народных Комиссаров хочет лишить Украйну самостоятельности и в центральной России украинских социалистов сажают в тюрьмы. Этой агитацией калединцы довели до того, что казаками задержаны на станции Дебальцево, Чаплина, Никитовка и др. тысячи вагонов хлеба, предназначенных для севера.
Казаки объясняли это тем, что недопустимо-де отправлять хлеб на север, откуда немцы переправят его к себе — в чем их уверяли калединские офицеры. Всякого, кто пытается произнести слово протеста против этой возмутительной агитации, избивали и тотчас же арестовывали. От солдат требуется беспрекословное исполнение приказа об отдании чести и соблюдении всех правил старого чинопочитания.
Среди украинцев наблюдается сильнейший раскол. Одни явно не сочувствуют калединскому восстанию и заявляют, что против русских солдат и рабочих они не поднимут руки. Другие колеблются и просят прислать им людей, чтобы разъяснить истинное положение вещей, а также снабжать точными сведениями о положении на севере России.
Приехавшие украинцы передают, что раскол начался и в среде самих калединских войск.
Делегация в Киеве
В Киеве в настоящее время находятся делегации из представителей Центрофлота, областного комитета армии, флота и рабочих Финляндии, матросов и украинских организаций судов Балтийского флота и Финляндии. Целью их приезда является разрешение конфликта между Украиной и Смольным.
На днях эти делегаты имели совещание в генеральном и войсковом секретариате.
***
Генеральный секретариат дал согласие московскому продовольственному областному комитету отпускать хлеб в обмен на 30 вагонов мануфактуры, 10 вагонов чая, 5 вагонов галош и 500 пар обуви в день.
Еще по теме
|