nik191 Суббота, 23.11.2024, 13:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Апрель » 11 » Вербное Воскресение - первый вешний праздник
05:20
Вербное Воскресение - первый вешний праздник

Воскрешение Лазаря (Оригинальный рисунок художника Н. Никифорова)

 

 

Первый вешний праздник

 

(Историческая заметка)

 

Вербное Воскресение—первый настоящий весенний праздник. Как бы ни запоздала весна, к этому времени она сказывается заметно, и радость наполняет людей при виде оживающей природы. Особую торжественную радостность сообщает Вербному Воскресению то, что оно является как бы преддверием близко грядущего Светлого Дня. Немудрено поэтому, что на Руси издавна отличался этот день своеобразными обычаями и торжествами.

Оглянемся же назад и посмотрим, как праздновался этот праздник в старые годы.

В первопрестольной столице в Лазареву субботу, исстари бывало первое весеннее гулянье в Москве; но, как и ныне, это был чисто детский праздник, в воспоминание того события, когда еврейские дети подстилали пальмовые ветви Господу Иисусу Христу во время Его торжественного входа в Иерусалим.

Вербное Воскресение у нас почти всегда совпадает с началом весны, с прилетом птиц, которых в старину имели обыкновение скупать, а в Благовещение—выпускать на волю, веря, что веселые птички радостно летели к небу и там, у престола Всевышнего, замаливали грехи тех, кто их освобождал из неволи.

Обряд «шествия на осляти», в честь Спасителя, по историческим преданием, начался в Москве, в глубокой древности. В те времена он происходил в Кремле, и шествие совершалось только около соборов, но позднее оно перешло дальше, за Спасские ворота, ко храму Покровского собора (церковь Василия Блаженного), где находился придел Входа в Иерусалим.

В те блаженные времена патриархальной простоты и благочестия, пред Вербной субботой народ, а нередко и сам царь, ходили ломать вербу в Китай-город, на реку Неглинную, берега которой в изобилии были покрыты вербой и ивой.

Вот как происходил обряд шествия на осляти в XVI и первой половине XVII столетия. В самый день Вербного Воскресения, пред обедней, при большом стечении народа, выносили из Успенского собора большое цветное дерево, украшенное (разумеется, искусственно) разными плодами, и устанавливали его в огромные сани; оно начинало медленно двигаться по Кремлю; около дерева стояли отроки в белых одеждах, в виде ангелов, и пели приветственные, молитвенные песни Спасителю.

Сзади саней тянулась процессия из юношей с горящими свечами, за ними несли хоругви, иконы, большой фонарь и дымящиеся кадильницы, потом шли священнослужители в златотканных ризах, далее бояре, и в заключение, патриарх, сидящий (боком) на осле, окутанном белым пологом; левой рукой патриарх придерживал Евангелие, а правой осенял народ крестным знамением.

Подле него шел царь с вербой, придерживая повод узды; весь этот путь устлан был цветными коврами: некоторые скидывали с себя платье и расстилали его перед процессией, которая, обошед мимо кремлевских церквей, при торжественном колокольном звоне, возвращалась в Успенский собор, где патриарх, отслужив обедню, приглашал к себе на трапезу царя и всех знатных сановников.

В первой половине XVII столетия эту нарядную вербу устраивали на патриаршем дворе из патриаршей казны довольно просто. Украшалась она разными плодами, которые после «действа» патриарх раздавал духовным и светским властям.

При царе Алексее Михайловиче вербу стали украшать с особенным великолепием и пышностью.
Так, в записках 1668 года о цветной неделе и собственно о вербе находим следующее:

«176 года в неделе цветную было все по прежнему чину. А верба была нынешняго году устроена по государеву указу благолепно, первый год, а не тако просто, якож в минувших летех, токмо земный овощь имела: яблока, и ягоды, изюм, и винныя, и рожцы, и орехи обешены. Ныне же вся зеленуется, якоже бы сейчас расцвела: листы сучинены зеленые и плоды видятся, якобы от земли возросли, и яблока большие и средние, и завязи малыя, и шпицы всякие различными виды видятся; и около вербы перила учинены, столбики писанв разными красками, и сукном одеяна, где годно, и шесть впряжено коретных добрых лошадей».

Среди народа, в те времена существовало следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все друг друга легонько стегали, приговаривая: „не я бью, верба бьет», а кто просыпал заутреню, того стегало посильнее, тоже с приговоркою: «верба хлес, бей до слез!»

Некоторые, по поверью, съедали девять шишечек (сережек) с освященной вербы, считая это предохранительным средством против лихорадки.

Обряд шествия на осляти совершался до 1697 года, т. е. до того времени, которое совпадает с введением в России Петром Великим новшеств, нарушивших строй старорусской жизни.

Гулянье и катанье в экипажах на Красной площади, также покупка для детей вербы изукрашенной, получили начало около половины XVIII-го столетия. Сначала уборкой вербы и деланием цветов исключительно занимались монахини и белицы Вознесенского монастыря, но в настоящее время делание цветов обратилось в особый промысел.

 

На Трубной площади в Москве, в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

 

В заключение можно сказать, что хотя в старину около кремлевских стен лепились неприглядные лавочки с разной рухлядью и продаваемая верба зачастую была далеко не изящно украшена, но это гулянье в Вербную субботу и воскресенье было вполне трезвое и торжественное: у всех были в памяти великие, грядущие страстные дни...

 

Московский листок, Иллюстрированное приложение № 14, 2 апреля 1900 г

 

МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

 

Вербное гулянье

 

 Вербное гулянье на Красной площади в Москве

Давно вербный торг и вербное катанье не были так многолюдны и не изобиловали таким количеством катающихся, как вчера. Красная площадь, на которой расположился вербный торг, начиная с половины второго часа дня и до позднего вечера, несмотря на то, что за это время несколько раз менялась погода, была положительно запружена народом. Несколько раз принимавшийся идти дождь никакого дурного влияния не имел на гуляющих, которые и не думали расходиться и даже под дождем продолжали делать свои покупки в палатках, владельцы которых на этот раз едва ли могут жаловаться на плохие дела.

К началу катанья погода стала разгуливаться, и вереницы разнообразных экипажей, запряженных прекрасными рысаками, сплошной цепью тянулась по Красной площади, образуя три круга.

 

Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 94, 3 апреля 1900 г.

 

 

 

Категория: События | Просмотров: 330 | Добавил: nik191 | Теги: Вербное воскресение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz