nik191 Четверг, 21.11.2024, 16:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Май » 31 » Валдайский Иверский монастырь
05:15
Валдайский Иверский монастырь

Иверский монастырь

 

 

Валдайский Иверский монастырь

 

На одном из островов Валдайского озера находится древний Валдайский Иверский монастырь. Основание обители положено в 1653 году. В то время митрополитом новгородским был Никон, впоследствии патриарх всероссийский. За два года до основания обители, проездом из Новгорода в Москву, Никон заметил красивые, поросшие густым лесом, Валдайские острова и просил царя Алексея Михайловича разрешить ему основание здесь такого монастыря, который бы служил образцом для других. Царь принял милостиво просьбу Никона и для обеспечения возникающей обители подарил ей Валдайское озеро со всеми островами и окрестностями.

В 1653 году посланы были ни место строители и работы их начались с устройства деревянной церкви во имя Божией Матери. Ни один из монастырей в России не воздвигался с такой быстротой, не был так богато и поспешно обеспечен, как монастырь Иверский, благодаря особенной заботливости о нем патриарха Никона. Цветущее состояние монастыря продолжалось 44 года. При Петре 1 он приписан к Александро - Невской Троицкой лавре, со всем имуществом; при Анне Иоанновне он снова получил независимость, но значительная часть имущества осталась для него безвозвратно потерянной.

В 1704 году монастырь опустошен пожаром, в 1710 — собор его возобновлен и освящен снова. Вторичный пожар 1825 года довершил запустение монастыря, но, благодаря заботливости бывшего митрополита новгородского и петербургского Серафима и настоятеля Герасима Гайдукова и его преемников, обитель поддержана и обновлена, хотя и не в прежнем цветущем виде. В 1856 году обновлен в соборном храме весь пятиярусный иконостас и исправлена стенная живопись храма.

Из числа драгоценностей, хранящихся в монастыре, упомянем о мощах преподобного Такова Боровичского и чудотворной иконе Иверской Божией Матери.

Св. мощи Иакова Боровичского обретены нетленными в 1543 году. На третий день Пасхи, говорит предание, во время вскрытия реки Мсты, у боровичских порогов, против течения принесло большую льдину, над которой поднимался столб дыма; на льдине стояла обрубленная, без крыши, колода, внутри которой лежало нетленное тело отрока.

Народ, находившийся на берегу, был изумлен совершившимся, но, вместо того, чтобы принять благословение Божие, он, боясь ответственности пред местными властями, стал отталкивать льдину от берега шестами. Упорная льдина не двигалась; принуждены были обмотать колоду веревками и оттянули ее вниз по течению «на два поприща». К общему изумлению, на рассвете следующего дня льдина с колодой возвратилась на прежнее место.

Три раза повторилось тоже самое и тогда старшины, наученные чудесным сновидением, вразумили народ принять тело отрока как благословение Божие. По надлежащем освидетельствовании, нетленные мощи торжественно перенесены с пустынного берега во вновь устроенную церковь св. Духа, в селении (ныне город) Боровичах. Там покоились они более 100 лет, когда патриарх Никон, соорудив Иверскую обитель, в 1657 году перенес их в монастырь, где они и почивают теперь в богатой серебряной раке, устроенной в 1858 году.

Другая драгоценность монастыря—это икона Иверской Божией Матери, копия прославленной Афонской.

Письменных памятников о том: кем и когда писана знаменитая икона Богородицы, находящаяся на Афоне и именуемая Иверской, — не осталось. Известно только, что в IX веке она находилась у одной вдовы в Никее. Во время гонений на иконы, воздвигнутых императором Феофилом, тайные соглядатаи, которым поручено было их уничтожение, прибыли и в Никею. Не могши спасти от них иконы, вдова отнесла ее к морю и положила на воду. Икона сама собою стала над водой и понеслась к западу. Сын вдовы, тем временем, стал иноком на Афонской горе и рассказал братии о всем случившемся.

Прошло 200 лет. На Афоне воздвиглась обитель усердием выходцев из Грузии, иначе называемой Иверией, а потому и самая обитель приняла название Иверской. Однажды вечером иноки обители увидели над морем огненный столб. Явление это повторялось несколько дней сряду и пустынножители увидели над водой икону Божией Матери. Иноки пожелали взять ее, но икона всякий раз отдалялась, пока, наконец, инок Гавриил, наученный сновидением, не пошел по морю яко по-суху и не принес иконы. Икона эта сама себе определила место над воротами монастыря, отсюда ее название Богородицы Портаитские или Вратарницы, а от имени обители — Иверская.

Вести о чудесах, творимых этой иконою, скоро прошли по всему православному миру. Патриарх Никон пишет в книге своей «Рай мысленный», что по прошению его привезена была в Москву, из афонской Иверской лавры, точная копия вышеупомянутой иконы. Желание свое заявил он, еще будучи Новоспасским архимандритом в Москве, архимандриту афонскому Пахомию, также находившемуся тогда в первопрестольной столице. Желание это было исполнено и в московском архиве министерства иностранных дел хранится весьма любопытное письмо афонского Иверского братства к царю Алексею Михайловичу, в котором, между прочим, описано, каким образом работана была копия с чудотворной иконы.

Письмо это сообщает, что, по возвращении Пахомия, он собрал всех З65 братьев монастырских и они сотворили великое пение с вечера до света и святили «есьми» воду со св. мощами и обливали этою св. воду, сбежавшую с иконы, в «великую лохань». Потом этою водою обливали новую <цку> (доску), сделанную из кипарисного дерева, и опять собрали эту воду в лохань и служили божественную литургию. После литургии св. вода и св. мощи даны были иконописцу отцу Иамвлиху Романову, чтобы ему,

«смешав св. воду и св. мощи с красками, написати св. икону».

Далее в письме упомянуто, что иконописец, во время работы, питался только по субботам и воскресеньям, а братия два раза в неделю совершала всенощные и литургии.

«И та икона, говорится в письме, новонаписанная, не рознится ни чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом, новая слово в слово, аки старая».

Икона эта привезена была в Москву в 1648 году и была встречена царем и духовенством. Сначала находилась она в Николаевском греческом монастыре, а в 1656 году, патриархом Никоном, перенесена в Иверский монастырь, новгородской епархии, где и находится до сих пор в Успенском соборе; на место же этой иконы, взятой из Москвы, привезен быль в Москву в 1669 году новый, второй, список и поставлен в часовне у Воскресенских ворот.

21 мая 1861 года, в день обычного крестного хода, после обнесения вокруг монастыря мощей св. Иакова и Иверской иконы, на икону эту одета была новая, драгоценная риза, стоящая 25,700 рублей.

 

Рисунок монастыря, предлагаемый нами читателям, сделан крестьянином Дубониным.


Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 16 (120) - 17 апреля - 1871.

 

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 235 | Добавил: nik191 | Теги: Париж, Франция, 1871 г., коммуна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz