В Советской России
Их признания
Два номера московской «Экономической жизни» от 7 и 9 ноября, посвященные итогам трех лет существования советской власти в России, красноречиво свидетельствуют о том, что сделано большевиками за это время.
«Экономическая жизнь» — орган «экономических комиссариатов Советской республики». Данные, которые приводятся в этой газете, это — официальные сведения советских властей, выводы, к которым приходят обозреватели экономической жизни советской России на столбцах этой газеты, — это выводы самих большевиков.
Юбилейный номер «Экономической Жизни» от 7-го ноября в статье «На пороге четвертого года» констатирует, что все разносторонние задачи советской власти за время существования ее были подчинены одной высшей общей задаче —
«поднятию производства, развитию производительных сил».
Что же достигнуто в этом отношении за три года? Автор статьи утверждает, что 1920 г. «приостановился процесс дальнейшего разрушения», но тут же удерживает от излишних увлечений:
«Никакого самообмана. Пережито многое, но самое главное основное все же еще впереди».
За 3 года, следовательно, никаких сколько-нибудь заметных положительных результатов в области хозяйственной политики большевиками не достигнуто.
Ряд статей, посвященных отдельным отраслям экономической деятельности советской власти также подчеркивает, что, собственно говоря, главные задачи еще не разрешены, что все — впереди.
***
Одной из основных задач советского творчества было поднятие производительности труда. Лучшей характеристикой того, что достигнуто большевиками в этой области, может служить следующее характерное признание:
«Вся совокупность принятых нами мер не могла до сих пор восстановить полностью даже ту норму интенсивности, которую мы имели при капиталистическом старом хозяйстве 1913 до 1914 г. Средняя часовая выработка нашего фабрично-заводского рабочего ныне не выше 2/3 довоенной, а суточная не выше 50% нормы мирного времени».
Причину этого газета видит в условиях современного питания русского рабочего. Питание это меньше половины прежней нормы. Поднять интенсивность производства нужно. Никаких других способов кроме старого, осужденного самими большевиками — удлинения рабочего дня — нет, и вот большевики, по их собственному признанию, вынуждены были повысить продолжительность рабочего дня до 10—12 часов, но и это не помогло:
«Все, что выигрывается за счет чрезмерной интенсивности, теряется за счет увеличения неявок на работы по болезни и т. п. причинам».
***
Большие обзоры в юбилейных номерах посвящены итогам советской работы в деревне. Итоги эти говорят сами за себя:
«По целому ряду губерний рост числа сельских коммун совершенно прекратился. Количество вновь возникающих не перегоняет числа распадающихся. Не без серьезных оснований в предисловии к хозяйственному плану на 1921 г. Пековского Исполкома признается пережитком прошлых увлечений «коммуна» в виде агитационного приема»...
«Далеко не соответствующие ожиданиям результаты работы в области насаждения советских хозяйств привели к разочарованию и чуть ли не к ликвидаторским настроениям по отношению к этим хозяйствам»...
Большевики утешаются только тем, что за три года им удалось
«наметить образование первичных ячеек организации сельского хозяйства в целом... Закладывается фундамент стройного здания управления сельскохозяйственным производством Социалистической Республики»...
На закладку этого фундамента потребовалось три года. К этому положению излишне что-либо прибавлять.
Три года советская власть борется с голодом. Вот результаты:
«Как ни скромны результаты достигнутые в этом отношении советской властью — пишет «Экономическая Жизнь»,—тем не менее трехлетняя борьба с голодом при невероятно тягостных условиях многому нас научила. Нет никакого сомнения, что на исходе третьего года созданные советской властью органы умеют лучше заготовлять и распределять продовольствие, чем они это делали год и два тому назад».
Это — все, что достигнуто за три года. На будущее надежды тоже очень слабы:
«Не соответствовало бы действительности — утверждает советский обозреватель — оптимистическое утверждение, что вступая в четвертый год существования советской власти мы приблизились к победе над голодом».
И далее:
«Несмотря на очищение богатых продовольственных районов от белогвардейцев наши реальные продовольственные ресурсы оказываются весьма скромными».
***
Обширные обзоры посвящены характеристике положения транспорта, нефтяной, текстильной промышленности, вопросам топлива и пр. Во всех обзорах одинаково безотрадны признания: за три года ничего не сделано, в лучшем случае сделаны только «первые шаги». Все обозреватели надеются на будущее, но сейчас же спешат предостеречь от излишнего оптимизма.
Таков приговор, вынесенный большевиками самим себе.
Бор. Ор.
Советская Россия и Китай
Посетившая Москву Китайская военно-дипломатическая миссия вела переговоры с комиссариатом иностранных дел и комиссариатом торговли и промышленности. Сущность предложений сделанных большевиками Китайскому правительству заключается в следующем:
Совнарком предлагает немедленно восстановить торговые сношения между Китаем и Россией на условиях аннулирования всех прежних договоров с Китаем, отказа от всех концессий предоставленных Китаем русским гражданам с тем, чтобы Китайское правительство не допускало деятельности русских контрреволюционеров на своей территории и разоружило и выдало большевикам находящихся в Китае противников Советской власти.
Наконец большевики отказываются от получения вознаграждения, которое Китайское правительство обязано уплачивать России за участие в подавлении боксерского восстания. Китайско-восточная жел. дор. передается Китаю, условия пользования ею должны быть выработаны особой комиссией с участием представителей Дальневосточной республики.
За особые заслуги
«Дер. Коммуна» 3-го ноября сообщает, что Совнарком постановил в случае смерти лиц, имеющих особые заслуги перед революцией, семействам их выдавать кроме усиленной пенсии единовременное пособие, но не свыше 15-кратной месячной средней нормы.
В красном кабачке
Советское правительство постановило предоставить всем даровую пищу в ресторанах.
"Freiheit"
***
Управлять — значит угощать. Нельзя сказать, чтобы эта формула обладала научными достоинствами, но она формула правдивая. Тюрго сказал:
дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы.
А я говорю:
дайте миску добрых щей и к черту политику вместе с финансами. На что финансы, если щи даром?
Нет, моя формула верная. Управлять — значит угощать, и я твердо убежден, что лучший профессор государственного права, написавший дюжину книг об искусстве управления, в душе признает, что все его сочинения не стоят этих трех слов. Да, оно несомненно: управлять значит угощать, и весь вопрос заключается только в том, что угощение, на улице не валяется. Но человек толковый никогда не теряется.
Толковый человек дополнит мою формулу другой: управлять — значит врать. И из комбинации обеих формул и проистекает совершеннейшая система советского управления:
— Всем. Всем. Всем. Кормим даром.
Совет народных комиссаров...
***
Человек есть животное всеядное и дармоедное. Карл Маркс — это очень хорошо, но Коммунистический Манифест производит более выгодное впечатление применительно к завтраку чем натощак. Лучшие марксисты знают и другой секрет: закуска при этом обязательно должна быть даровой. И вот почему лучшие марксисты, сцапавшие мать-Россию и пообещали свои рестораны. Три года звали мировой пролетариат на баррикады. Не идет пролетариат. Теперь манят в безплатный трактир. Авось мировой пролетариат и соблазнится.
Барон Мюнхгаузен от зависти перевернулся в гробу.
***
Каин не сказал Адаму:
— Брат мой Авель там внизу в пальмовой роще. Он песни поет.
Даже Каин сконфузился и увильнул
— Разве я сторож брату моему Авелю?
Россия вымирает от голода. Стариков и детей уже почти нет. Молодые люди бродят, как тени. Гнилой картофель, высохшая селедка, хлеб, как камень.
А они лгут, не мигая:
— Авель сидит у Кюба за шатобрианом с трюфелями .....
Жалкий старомодный братоубийца. Куда ему до них!
Рэна.
Руль, №8, 25 ноября 1920 г.
Еще по теме
|