
В Советской России
Из речи Рыкова
«Кр. Газета» 24. XI передает доклад Рыкова (представитель более левых течений коммунистов) на Московской конференции партии.
Рыков говорил о том, что положения в методах работы партии стали острее в хозяйственной жизни. Резко дают себя чувствовать «верхи и низы» партии. Массы недовольны нами, и это потому, что ни один коммунист не докажет рабочему, что он должен голодать, отдать свою одежду на нужды фронта и стоять без сапог у мартеновской печи. Отсюда идет расслоение масс.
Мы слишком много посылали коммунистов на различные фронты, и есть крупные заводы, где нет ни одного коммуниста. Во многих местах надо начинать сызнова. Мы усилились стратегически, но ослабели в смысле политическом. В некоторых местах, как например в Самаре, власть захватили рабочие и профессионалисты.
Мы должны прекратить споры. Такая постановка дела, как было вчера на Конференции партии, когда люди расходились по разным комнатам и одна группа снимала с себя ответственность за другую. Такими методами строить паровозы нельзя.
Задачи, поставленные 9 съездом не осуществлены. Это потому, что не было времени, но есть и отрицательные явления. Прежде всего воровство. Ворует заводоуправление, ворует заводский комитет, а представитель рабоче-крестьянской инспекции обкладывает их 6% и живя на эти доходы, визирует им подложные документы. Среди них были коммунисты, как это было в Петрограде на заводе Треугольник.
Говоря о бюрократизме и волоките, Рыков объясняет ее недостатком продуктов, в связи с чем создается ряд жалоб из одного учреждения в другое. Что говорить о бюрократизме когда я в своем секретариате видел три обморока от недоедания. Чтобы не было бюрократизма и преступлений, надо дать возможность людям жить, ибо иначе как же они могут жить на сто руб. не украв.
Успех борьбы зависит не от арестов, а от обеспечения материального положения и улучшения состава.
Борьба с деревней
Последние полученные с Украины сведения говорят о том, что борьба большевиков с крестьянством продолжается с прежним упорством. Одним из последних распоряжений властей было создание в деревнях особых шпионских организаций, которые конструируются следующим образом: в каждом селе имеется сельский комендант, ему подчинены «пятидесятихатники» (коменданты над 50 хатами), им в свою очередь подчинены по десять «пятихатников» — комендантов над 5 хатами. Назначение последних—следить за всем, что предпринимается крестьянином, что делается в хатах и т. п.
В последнее время усилились реквизиции одежды. Обычно в село посылается карательный отряд раздетых красноармейцев, которые тут же раздевают крестьян и одеваются сами.
Во главе отрядов стоят «тройки» —в которые входят комендант отряда, представитель чрезвычайки и палач, расстреливающий непокорных.
Так, в Балтском уезде оперирует карательный отряд под командой Стрижака. При нем чекист — Шинде и палач — Ткаченко. Этот отряд уничтожил при подавлении восстаний 6 сел — Секретарку, Великую Мочетню, Витурово, Полнецков, Перссещепы и Соборниково. В этих деревнях расстреляно много женщин и детей.
Весь собираемый по разверстке хлеб сосредоточен на ссыпных пунктах, откуда направляется в Центральную Россию. Помимо хлеба на север отправляют лошадей, коров и прочий живой и мертвый инвентарь.
Из деятельности чека
Москва, через Ревель. (Соб. кор.).
Агенты московской чрезвычайки обнаружили что «главстекло» закупило у московского продовольственного отдела более 20 вагонов дров, заплатив по 35.000 за сажень. В связи с этим была произведена ревизия кассы «главстекла», которая обнаружила в кладовой драгоценности, принадлежащие бывшему владельцу фарфоро-стекольных заводов Кузнецову.
Среди драгоценностей обнаружен, между прочим, слиток золота, весом 11 фунтов, и 200.000 фунтов стерлингов. По делу арестовано 16 человек, среди которых — коллегия правительственного управления фарфоро-фаянсовой промышленности и агенты продовольственного отдела.
Коллегия московской чрезвычайки приговорила к 5-летнему тюремному заключению трех московских обывателей
«за распространение провокационных слухов, подрывающих авторитет советской власти».
В связи с этим приговором официально объявлено, что с распространителями подобных слухов советская власть «будет расправляться беспощадно».
Из России
Лицо, близко знакомое с хозяйственными мероприятиями советской власти, и недавно приехавшее в Берлин из Петрограда, сообщило нашему сотруднику:
Россия сейчас переживает острый отопительный кризис в виду сильнейшей недохватки дров. Все усиленные меры, предпринимаемые властями, не ведут к желательным результатам. Предпринятая по всей России срочная лесозаготовка была с трудом выполнена только на половину.
Из общего, количества — около 40 тысяч вагонов дров — в Москву было доставлено только 6 тысяч вагонов, а в Петроград около. 1500. В связи с этим был отдан приказ об организации лесозаготовительных работ в 60-верстной полосе вокруг Петрограда. Эти работы дали к середине октября около 40 тысяч кубических саженей дров — цифру, весьма далекую от намеченной программы. Расстройство транспорта делает подчас вовсе невозможным доставку отопительного материала в крупные центры.
В Петрограде за последний месяц необыкновенно поднялись цены на спички. Единственная, работающая в Петроградской губернии спичечная фабрика Сфинкс едва успевает выпускать 5000 ящиков в месяц. Почти все это количество идет на фронт.
В настоящее время по всей России идет спешная заготовка фруктов на зиму. Заготовке этой придают большое значение.
Целым событием была доставка в Москву вагона паюсной икры, предназначавшейся для раздачи детям в день трехлетней годовщины советской власти. Однако одного вагона оказалось мало и многие икры не получили.
Руль, №21, 10 декабря 1920 г.
Еще по теме
|