nik191 Суббота, 23.11.2024, 13:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2018 » Май » 30 » В боях с белофиннами (10 февраля 1940 г.)
05:21
В боях с белофиннами (10 февраля 1940 г.)

Награжденные за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной (слева) старший политрук Г. А. Афанасьев — орденом «Красное Знамя» и капитан В. А. Никифоров — орденом «Красная Звезда».    

Фото Л. Устинова.

 

 

 

ОПЕРАТИВНАЯ СВОДКА

Штаба Ленинградского Военного Округа

В течение 10 февраля на фронте не произошло ничего существенного.

Наша авиация производила разведывательные и боевые полеты.

 

ГЕРОИ БОЕВ С ФИНСКОЙ БЕЛОГВАРДЕЙЩИНОЙ

Капитан Немашкал и его товарищи

Зимняя ночь на исходе. Луна торчит уже на острых пиках хвойного леса. Техник Хвощ спешит на аэродром. Под ногами весело поскрипывает снег.

Техник не чувствует мороза, он привык к нему дома, на берегах сурового Иртыша, но в такой холод могут застыть моторы. Нужно прогреть их к приезду капитана Немашкала, подготовить машину к боевому полету.

Владимир Хвощ думает о капитане. Ему приятно, что он работает с Александром Павловичем: капитан Немашкал — лучший летчик в части, о нем все говорят, как о герое. Сравнивая свою жизнь с яркой жизнью капитана-орденоносца, техник спрашивает себя:

«А ты чем, Хвощ, можешь похвалиться перед людьми?»

Моторы работают бесперебойно. Каждый день машина, нагруженная «гостинцами», улетает на фронт и, сбросив их на головы врагов, благополучно возвращается на аэродром.

«Вот и все, — думает Хвощ, — но в этом нет никакого моего подвига. Ах, как мало сделал я в жизни!»

Техник поднимается по стремянке на крыло, снимает капоты и запускает моторы. Ровный гул их, мерцание лопастей, нервное дрожание стрелок на приборах, — все это очень нравится Владимиру. Впереди расстилается огромное снежное поле, расчерченное лыжами самолетов.

«Вот если бы стать летчиком, — мечтает Владимир, — таким, как тов. Немашкал!»

Прогрев моторы, техник заботливо укутывает их и принимается за свое «хозяйство». Оно лежит на снегу справа и слева от самолета — «гостинцы» разного веса и назначения, но одинаково смертельные для врага. Вместе с оружейником Хвощ подтаскивает «гостинцы» к самолету и подвешивает их в люке.

Луна исчезла. Небосклон на востоке окрасился в золотисто-малиновый цвет. Наступило летное утро. К самолету приближается капитан Немашкал. Рядом с ним такого же невысокого роста штурман Бруев. Он гонит перед собой по дороге ледышку, чему-то усмехаясь. Бруев идет немного наклонившись вперед, — это, вероятно, от привычки смотреть вниз, разглядывая землю из штурманской кабины. Немашкал держится прямо, как на параде, и даже под мешковатой одеждой угадывается стройная, всегда подтянутая фигура.

— Товарищ капитал, машина готова к полету! — докладывает техник.

Немашкал верит Хвощу, надеется на него, но «на товарища надейся, а сам проверяй». Он приподнимает и опускает руль глубины, с силой ударяет кулаком по тросам, испытывая их прочность. Он осматривает руль поворота, усеянный заплатами, это — следы схватки с врагом, и перед ним со всеми подробностями встает памятный день...

Шли бомбить аэродром белофиннов. Низкая облачность прижимала машину к земле. На высоте в 250 метров вышли к цели — вдали показался аэродром с ангарами и самолетами. Застигнутые врасплох, испуганно поднимались с земли темно-зеленые «Фоккеры». Один из «англичан», увлекшись нападением на нашу колонну, не заметил машины Немашкала. Бруев и радист открыли огонь из всех пулеметов, и «Фоккер», вспыхнув, как спичка, повалился к земле.

Немашкал увидел впереди огненные струи трассирующих пуль, преграждавших путь к цели, но штурман уже вывел самолет на боевой курс, и с этого курса нельзя было свернуть ни на шаг — таков закон летчиков-большевиков. Бомбы метко легли на вражеский ангар, и он запылал огромным костром. Немашкал пролетел над ним под перекрестным огнем пулеметов и тотчас же почувствовал, что машину неудержимо тянет к земле. Не зная, что именно случилось, но догадываясь, что повреждено управление, Немашкал навалился на штурвал, стараясь удержать машину в горизонтальном положении.

Бруев с тревогой оглянулся на летчика. Капитан держал штурвал, упершись локтями в борт самолета, лицо его побагровело от напряжения, густые брови сошлись у переносицы, образуя сплошную черную дугу, но серые с голубизной глаза, как всегда, смотрели спокойно. Кое-как приспособившись, Немашкал сделал из шнура микрофона лямку, закрепил его на штурвале и закинул лямку на шею, надеясь силой шейных и плечевых мускулов преодолеть сопротивление раненой машины.

— Что случилось? — запросил запиской Бруев.

— Неладно с управлением. Ничего, Сергей, дойдем, — написал Немашкал.

Он провел раненый самолет до аэродрома и благополучно приземлился.

Бруев смел и отважен, он человек чувства, непосредственный, порывистый. Немашкал — это воля, собранная в крепкий кулак, это выдержка и спокойствие. Говорит он мало и тихо, но каждое слово его доходит до сердца, и от всей его фигуры веет теплом благородной души. Веселая натура штурмана сквозит в его смеющихся серых глазах. Этот человек может отдаться какому-нибудь делу с детским увлечением, самозабвенно — так однажды он увлекся ездой на мотоцикле: гонял его день и ночь на больших скоростях. У Немашкала же одна и очень прочная привязанность к штурвалу: летать, летать! В любую погоду, куда угодно, сколько угодно! Он живет одним дыханием со своей машиной, ее крылья—его крылья, он скучает, когда день проходит на земле.

У Немашкала больше всех налетано боевых часов.

В одном из воздушных рейдов вместе с подразделением он вел свое звено на очень большой высоте при очень низкой температуре. Экипаж Немашкала с этой высоты и при таком морозе отыскал цель и сбросил бомбы в разрывы облаков.

... Сегодня у экипажа Немашкала радостный день! Моторы безотказно проработали весь срок, на который они рассчитаны. Ровно год летает экипаж на своей героической «семерке» и ни разу ни одна ответственная часть машины не подвела в полете. Кого же благодарить за это?

— Хвоща, конечно, — говорит Немашкал. — Он техник. От него все зависит...

— Я летаю хорошо потому, что у нас великолепный штурман.

Немашкал включает моторы. Владимир Хвощ сидит рядом с ним на крыле, свесив ноги, обутые в валенки. В последний раз проверяет он приборы. Убедившись, что все в порядке, техник скатывается по крылу на снег. Схватив кол, он поддевает его под лыжу, раскачивает ее, чтобы облегчить самолету рывок с места, — лыжи за ночь примерзли.

Позади самолета поднимается вихрь, машина бежит навстречу выходящему солнцу и скрывается в облаках снежной пыли. Владимир провожает ее взглядом, полным нежности и любви к людям, улетающим в бой. В эту минуту он доволен собой, своей скромной жизнью...

... Владимир Хвощ слышит радостный гул возвращающихся самолетов. Он бежит навстречу «семерке», машет рукой, и самолет, как лошадь, идет за ним на свое место. Из штурманской кабины выглядывает улыбающийся Бруев. Владимир открывает люк и радостно говорит:

— Чисто!

Сняв шлем и приглаживая свои черные волосы, тронутые у висков ранней сединой, Немашкал приказывает:

— Приготовить машину ко второму полету.

Немашкал и Бруев отходят в сторону, закуривают.

— Сергей, — говорит Александр Павлович, — летом поедем отдыхать к Федорову. Отец сторожит колхозную бахчу, он выберет для нас самый крупный и самый сладкий арбуз.

— Поедем, Александр, — мечтательно улыбаясь, отвечает штурман.

В. ИЛЬЕНКОВ.

 

Движение в США против оказания помощи белофиннам

НЬЮ-ЙОРК, 10 февраля. (ТАСС). В США ширится движение против оказания помощи белофиннам. По сообщению газеты «Дейли уоркер», в городе Балтиморе многие организации, в том числе местный совет профсоюзов (входящих в Конгресс производственных профсоюзов), выступили против оказания материальной помощи бело-Финляндии. Такие же резолюции приняли профсоюз металлистов (входящий в Конгресс производственных профсоюзов) в Чикаго, а также профсоюзные организации и группа видных представителей интеллигенции в городе Цинцинатти.

О настроении широких масс американского народа свидетельствует также анкета, распространявшаяся газетой «Бикон джорнэл» в крупном центре резиновой промышленности — городе Экрон (штат Огайо). 88 проц. лиц, ответивших на вопросы, поставленные в анкете, высказались против оказания помощи белофиннам.

Как сообщает корреспондент газеты «Дейли уоркер» из Сиэттля (штат Вашингтон), на одном из собраний, на котором присутствовало 1.100 человек, была принята резолюция, в которой участники собрания требуют, чтобы американское правительство

«немедленно удовлетворило насущные потребности широких масс и прекратило всякую политику, которая в какой-либо степени угрожает вовлечь США в европейскую войну».

***

НЬЮ-ЙОРК, 10 февраля. (ТАСС). По сообщению газеты «Дейли уоркер» из Голливуда (штат Калифорния), местный профсоюз музыкальных работников, входящий в Американскую федерацию труда, отклонил предложение о пожертвовании 400 долларов в фонд гуверовского комитета помощи бело-Финляндии.

***

НЬЮ-ЙОРК, 10 февраля. (ТАСС). Как сообщает газета «Дейли уоркер» из Бостона, организация ирландцев в г. Эссекс (округ штата Массачуэстс) в принятой резолюции решительно выступает против предоставления займов бело-Финляндии или какой-либо другой стране. Исполком потребовал, чтобы правительство США не давало себя вовлечь в войну.


РУМЫНСКИЙ ЖУРНАЛ РАЗОБЛАЧАЕТ ДЕЙСТВИЯ АНГЛО-ФРАНЦУЗСКОГО БЛОКА

В ФИНЛЯНДИИ

БУХАРЕСТ, 10 февраля. (ТАСС). В январском номере ежемесячного политико-экономического журнала «Виаца романяска» («Румынская жизнь»), выходящего под редакцией Михаила Раля и Вишояну, в отделе военной хроники помещена статья: «Русско-финляндский конфликт». Автор статьи Николае (псевдоним). На общем антисоветском фоне румынской печати эта статья звучит диссонансом. Эта статья произвела большое впечатление на общественное мнение страны. Она сильно не понравилась румынскому генеральному штабу. В результате его протеста вчера «Тимпул» поместила сообщение, что эта статья в журнале «Внапа романяска». «не представляет мнения редакции», что она проскользнула вследствие небрежности и автор статьи исключен из списков журналистов.

Журнал раскупался нарасхват и сейчас его в продаже нельзя найти.

Автор указывает, что политические страсти, разгоревшиеся вокруг англо-франко-германской войны, затрудняют выявление истинных советско-финляндских отношений.

Далее автор пишет:    

«Из общей сложности стратегических, социальных и политических противоречий, приведших к настоящему кризису, мы постараемся вывести оценку военных действий и возможной развязки. Географически-стратегическое положение Финляндии стало очень деликатным с началом европейской войны. Близость Карельского перешейка, находящегося на расстоянии пушечного выстрела от Ленинграда — одного из самых крупных промышленных центров СССР с населением, равным населению всей Финляндии, является лишь незначительным элементом сложности создавшегося положения.

Настойчивость, которую проявляет СССР для устранения положения, составляющего для него постоянную угрозу, надо связать с целым рядом соображений, относящихся к общим политическо-стратегическим рамкам, в которых находится финляндское государство. Финляндия, которая борется с СССР, была создана германскими войсками при помощи Англии и Франции. Такое «братство» великих держав возникло потому, что все они были против Советской России. Они создали Финляндию как плацдарм для борьбы с Советской Россией. Включительно до 1939 года генеральные штабы Англии и Франции держали под опекой Финляндию. Генерал Горт, главнокомандующий английской армией, был организатором финляндской армии. Английский генеральный штаб посылал в Финляндию свои лучшие силы. Так называемая «линия Маннергейма» называется так ошибочно. Она является делом рук английского генерала Кирка».

Автор подробно вскрывает далее причины и цели английских империалистов, стоящих за спиной шюцкоровцев.

Он пишет:

«Советы в отличие от других европейских стран, достаточно неуязвимы не только с суши, но и с воздуха вследствие того, что их самые крупные промышленные центры находятся на большом расстоянии от границ. Относительная неуязвимость Советов имеет единственную брешь — Ленинградскую область. Здесь положение совершенно иное. Никакая другая европейская страна не стала бы подвергать столь острой опасности такой колоссальный промышленный центр, как Ленинград, с населением в 3 1/2 миллиона, в котором сосредоточена значительная часть национальной продукции машин.

По довольно правильному замечанию одного читателя — англичанина, сделанному в письме в газету «Ньюс кроникл», не трудно понять, что сделала бы Англия, если бы свободное Ирландское государство призвало иностранных военных экспертов, а также, что предприняла бы Франция, если бы свободное Ирландское государство призвало иностранных военных экспертов, а также, что предприняла бы Франция, если бы Германия начала укреплять бельгийские порты даже с согласия бельгийского правительства. Своими действиями английский генеральный штаб ясно доказал свое намерение укрепить, по мере возможности, финляндскую педаль, с помощью которой он сумел бы во всякое время произвести сильнейшее давление на Ленинград. Реакции Москвы можно было ожидать.

Во время англо-франко-советских переговоров, которые должны были бы закончиться заключением пакта, гарантирующего коллективную безопасность и способного сохранять мир, правительство Чемберлена не согласилось отказаться от своих стратегических позиции в районе Балтики, целью которых была, конечно, Ленинградская область. Вследствие этого отказа, как и по другим причинам, пакт не мог быть подписан. Основы мира были взорваны, и перед руководителями СССР встала задача, как можно скорее освободить второй русский город и северную советскую область от окружающих его баз нападения. На финляндской земле, таким образом, разворачивается одна из глав традиционной антисоветской английской политики, начатой еще в 1917 году. Экономические причины, как таковые, играют незначительную, второстепенную роль.

Убедив финляндское правительство отклонить русские требования и бросился очертя голову в вооруженное сопротивление, лишенное всяких перспектив, «Форейн-Оффис» преследует следующие политические цели: Английская дипломатия прекрасно понимает намерения Москвы. Она себе вполне отдавала отчет в том, что руководители СССР не могут не принять самые крайние меры для того, чтобы положить конец опасности, которой подвергалась промышленная русская область, находящаяся на балтийских берегах. Это решение было окончательно принято, когда выяснилось, что английское правительство, воодушевленное социальными предрассудками, предпочитает войну заключению с Москвой на равных началах пакта, исключающего разные сомнительные маневры, и что в случае войны это может иметь результатом разные неприятные сюрпризы. Как объяснить, что английская дипломатия, не имея возможности или не желая оказать военную помощь Финляндии, все же поддерживала финляндский отказ, хотя было ясно, что Россия будет настаивать на своих условиях вплоть до применения оружия?

Игра английской дипломатии имела определенный смысл. Надо было всякими способами и любой ценой спровоцировать такое положение, при котором можно было бы представить Советский Союз в роли агрессора. Войны ведутся не только при помощи оружия, но и с учетом морального состояния войск и нации. Позиция решительного нейтралитета и призывы к миру со стороны Москвы стали неудобными. Надо было создать диверсию, мобилизовать все для того, чтобы недовольство, созданное войной, не обратилось против правительств. Огромная разница между торжественностью и пафосом, с которыми английское и французское правительства поддерживали на словах финляндских руководителей — маннергеймовцев, и отсутствием всякой практической помощи, кроме посылки малого количества боеприпасов, ясно показывает, что финляндская ставка была рассчитана на пропагандистские цели довольно прозрачного характера.

Что же касается руководителей финляндского государства, развязавших войну ради интересов чужой страны вместо того, чтобы согласно новому соотношению сил стремиться к рациональной политике мира и дружбы с советским колоссом, то судить их будет история».

Автор статьи дает следующую характеристику Маннергейму:

«Маннергейм пришел к власти через расстрелы рабочих, через террор, через убийства голодом женщин и детей в концентрационных лагерях. Даже в Англии деятельность Маннергейма вызвала отвращение».

В то время, как вся румынская печать, перепевая английскую и французскую, пишет, что медленное продвижение Красной армии является следствием «героизма» белофиннов и слабости Красной армии, автор объясняет это так:

«Финляндия очень своеобразная страна, на 75 проц. она покрыта лесами. Она не имеет хороших дорог, зимой там очень много снега. Все условия очень хороши для партизанской войны. Вследствие географических и климатических условий ритм движения советских войск должен быть медленным. Кроме того, финны все сжигают. Советские войска ночуют в открытых палатках. А ведь там — страшные морозы, и советские солдаты сами должны делать импровизированные печи. Советские войска также должны организовать сообщение с тылом и с центром. Это также должно отражаться на темпе движения советских войск. Все это надо учитывать, оценивая положение на фронте, иначе мы впадем в ошибку».

Анализируя далее военные успехи Красной армии, автор пишет:

«Генеральный штаб Красной армии вовсе не рассчитывал на молниеносный удар и успех. Перед русской армией современные глубокие фортификации, их строили в течение четырех лет три великие европейские державы, и все же советские войска уже пробили эти препятствия в нескольких пунктах, доказав, что они способная военная сила».

Красная звезда, № 34, 11 февраля 1940 г.

 

 

 

Еще по теме

 

 

 

 

 

Категория: Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов | Просмотров: 423 | Добавил: nik191 | Теги: СССР, война, Финляндия, 1940 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz