Материал из журнала "Огонек" за декабрь 1916 года.
Ослепший воин за изготовлением елочных украшений в игрушечной мастерской при лазарете в Зимнем дворце.
Игрушечная мастерская при лазарете в Зимнем дворце.—Увечные воины за изготовлением игрушек. Работами руководят 1 инструктор и 3 инструкторши.
Игрушечная мастерская при инструкторской школе «Русская Слобода».—Увечные воины за изготовлением игрушек из папье-маше и за уроком рисования. (+) Учредительница курсов М. Н. Дитрих (гр. де-Рошефор).
«Просяная мельница» — модель, совершенно самостоятельно и по памяти выполненная увечным воином.
Приводится в движение ручным вращением вала с шипами, ударяющими по вертикальным клавишам, которые приводят в движение самый механизм. Со сказочною быстротою зерно превращается в хорошо вымолотую муку.
Игрушечная мастерская при убежище «Союза русских женщин»
Еще в полном разгаре великая военная страда, но тевтонские угнетатели успели уже понести одно
из жестоких и безусловных поражений. Их насильственно навязанная культура обречена на бесславную смерть, вызвав в столковавшейся душе нашего народа бурное стремление к возрождению забытых идеалов самобытного, родного творчества. В этом отношении крупная, красивая и почетная роль выпала на долю воинов-инвалидов, вдвойне сослуживших великую службу родине.
Рождество — праздник детей. Тихим радостям нашего молодого поколения мы и посвящаем страницы с изображением работ в трех петроградских игрушечных мастерских, субсидируемых Особой Комиссией Верховного Совета:
I—при лазарете Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича в Зимнем дворце,
II— при инструкторской школе «Русская Слобода» (где исключительно на средства Особой Комиссии Верховного Совета обучаются до 50-ти увечных воинов), и
III—при убежище «Союза русских женщин».
Трудно сказать, в которой из этих мастерских интенсивнее бьется рабочий пульс. Всюду соревнование в изобретательности горячо спорит с любовным отношением к делу, а груды изготовленных игрушек красноречиво указывают на высокую продуктивность труда.
Чего здесь только нет: и все представители наших четвероногих и пернатых друзей, и популярные герои, и героини старых занимательных сказок, так сладко завораживающих воображение детей (см. «Царевна в тереме и бой Ивана-Царевича с Змеем-Горынычем») и всевозможные куклы в пышных боярских платьях или в красочных национальных костюмах наших далеких окраин, и высокие срубчатые терема и хоромы с полным убранством внутренних покоев, рыдваны, колымаги и, наконец, длинные ряды всевозможных образцов прадедовской утвари и предметов обихода окраин.
Все это пестрит, играет обилием красок, поражает разнообразием форм и безукоризненной отделкой, заставлял радоваться за детей, которые найдут возможность хоть немного заслонить любимыми мирными образами жуткие призраки войны.
Эпос былинных богатырей особенно серьезно занял воображение увечных воинов. Не потому ли, что в лице далеких и бессмертных героев, они увидели высокие образцы для подражания. Опытной и просвещенной руководительницей в деле ознакомления работающих с былинным жанром, а также с этнографическим и археологическим материалом окраин является М. Н. Дитрих (гр. де-Рошефор), собственноручно изготовившая хорошую игрушку - модель (см. «Пиршество у Владимира—Красное Солнышко»).
Впрочем, характерно отметить, что большинство работающих увечных воинов обнаруживают большую склонность к независимому творчеству, мало соблазняясь готовыми образцами и моделями. В этом отношении изобретательность работающих заслуживает самого серьезного внимания (см. «Просяную мельницу»). В большом ходу изделия из папье-маше. Этот благодарный материал, особенная прочность которого достигается проклейкой готовых изделий и покрыванием их слоем особого лака или масляными красками, позволяет выгадывать много рабочих часов.
Солидную теоретическую и практическую подготовку получают увечные воины на инструкторских курсах «Русская Слобода», где образцово поставлено изучение следующих ремесел: столярного, резного, игрушечного (из папье-маше), и финифтяного (эмаль по металлу—возрождение старинного русского производства). Кроме того, здесь же преподаются: сведения об инструментах и материалах, рисование с русских образцов, техническое черчение, история русского искусства, лепка и сочинение узоров.
Всю серьезность и значение изготовления игрушек и других предметов в духе народного творчества учтет каждый, кому не безразлично отношение нового, подрастающего поколения к заветам родной земли. Не мракобесные, а кристаллически чистые и благородные чувства оздоровляющего национализма пробудил в душе нашего народа насильник-враг.
|