
Уроки украинских событий
Союз Лизогуба с ген. Эйхгорном не оправдал ожиданий ни той, ни другой стороны. Вместо военной прогулки за хлебом, вместо глубокого тыла, в котором отдыхали бы потрепанные в западных боях части,—германцы натолкнулись на Украине на упорное сопротивление деревенских масс, с оружием к руках отстаивающих свое достояние.
Если верить газетным сведениям, германцы уже завезли на Украину 500.000 армию, а все разгорающиеся вспышки крестьянского протеста, переходящие местами в открытые сражения, для своей ликвидации требуют все новых и новых сих. Фактически мы уже имеем к форме оккупации своеобразное возрождение разрушенного большевиками восточного фронта, оттягивающего с западного театра военных действие от 25 до 30 дивизий. И число их должно будет неуклонно расти по мере расширения германской оккупационной зоны на севере.
Но ошиблись в расчетах и украинские цензовики. Ненависть к большевикам, жажда порядка в деревне, отвращение к гражданской войне, пресыщение прелестями «коммунистического» строя, стремление скорей перейти к творческой государственной работе строительства,—все это они истолковали, как полное крушение революции, как окончательный упадок веры народных масс в движение, как готовность во имя формального порядка поступиться всеми социальными и политическими завоеваниями предшествующей эпохи. Они думали, что ради порядка крестьяне готовы поступиться землей, а рабочие за избавление от угнетавшей их большевистской опеки и красногвардейской диктатуры над пролетариатом откажутся от основных своих прав и вольностей—от свободы организации, слова, печати и проч.
И в расчете на исчерпанность революционного настроения широких масс и на переутомление их гг. Лизогубы и Василенки повели свой курс на политическую социальную реставрацию. Не удовлетворившись укреплением буржуазно-демократических основ нового порядка, отвечавших правосознанию широких масс мелкой сельской буржуазии и торгово-промышленных кругов,—они, подстегиваемые разгоревшимися вожделениями оживших помещичьих кругов и продовольственными планами немцев, приступили и к реставрации старых земельных отношений.
И страна ответила на это новым взрывом гражданской войны.
Политические забастовки в городах, вооруженные выступления в деревнях,— вот ближайшие плоды мудрой тактики гг. украинских цензовиков.
Они не поняли, что объективный социальный смысл свершившегося великого общественного сдвига—это ликвидация дворянства, как основной, направляющей бег государственного корабля, политической силы и управление в пользу крестьянства совестного землевладения, как социальное основы политического господства дворянства.
События нашего революционного периода «бури и натиска» вычеркнули из современности поместное дворянство как активную социально-политическую силу. Оно должно было перейти на положение государственного пенсионера, доживающего свои политические дни за счет той выкупной операции, на которую украинское крестьянство согласилось, по словам «Киевской Мысли», в целях скорейшей правовой легализации земельных приобретений своих.
Таков урок украинских событий. И его особенно важно учесть сейчас, когда и Великороссии, по-видимому, суждено стать ареной событий, похожих на киевские.
Большевистская власть доживает свои последние дни. И его сознание обреченности не чуждо уже и «Правде», и «Красной Газете», безуспешно пытающимся скрыть его в смрадном потоке злопыхательства, ненавистничества, бессмысленной клеветы.
Кто же явится наследником большевизма?
В чьи руки перейдет власть?
Вот вопросы, тревожащие всех.
Две возможности открываются перед нами.
Либо события в Сибири, на Урале, Поволжье, постепенно развертываясь, вызовут соответствующие народные выступления и в центральном районе Великороссии. И тогда преемниками падающей власти, обанкротившейся, бессильной разрешить продовольственный вопрос вследствие отрезанности от всех хлебородных районов, явятся разгромленные большевиками органы земского и городского самоуправления, Учредительное Собрание и власть, выдвинутая ими.
Или же, если угрозы Ленина сбудутся, и против чехословаков будут двинуты немецкие отряды, тогда, конечно, Москву ждет судьба Киева, большевиков—участь Голубовича и Грушевского, а власть перейдет в руки новых немецких приказчиков: Ленина и Троцкого сменят московские коллеги Лизогубов и Василенок.
И к той, и к другой возможностям демократии должно усиленно готовиться, направить всю свою энергию на объединение и сплочение своих рядов и укрепление подлинно массовых организаций пролетариата—собраний уполномоченных фабрик и заводов. Какой бы оборот ни приняли события,—они не должны застигнуть демократию врасплох.
Для этой цели петроградский пролетариат должен использовать самым энергичным образом и избирательную кампанию в совет.
Огромное преобладание большевистских «мертвых душ», обеспеченной коммунистической партии благодаря «бесподобной» избирательной инструкции,—не должно его смущать.
Не ради большинства в совете боремся мы, а из-за представительства от таких крупных центров, имеющих громадное политическое значение, как Обуховский, Путиловский и проч.
Победа в этих пунктах означает политическую смерть большевизма и такое усиление значения демократии, которое не пройдет, конечно, бесследно и для грядущих событий.
Дело народа 1918, № 050 (22 (9) июня). - 1918. - 2 с.
Украина
Бой крестьян с немцами
Московской газете «Наше Слово» из Тараччи сообщают:
Отряды восставших крестьян обстреливают Тараччи из винтовок и пулеметов. 20 крестьян пробрались в город, напали на квартиру начальника немецкого отряда и убили его денщика и еще одного немецкого солдата. Подоспевший германский отряд перебил всех этих крестьян. Тогда остальные крестьяне устроили засаду и оттуда возобновили обстрел города. Против них были отправлены сильные немецкие отряды, и крестьянам пришлось отступить к Белой Церкви. Орудовавший в Тараччи карательный отряд ушел, захватив с собой председателя тараччинской земской управы, который по дороге был расстрелян.
Украинские представители за границей
КИЕВ, 16 июня (через Витебск). Украинское правительство производит изменения в составе своих дипломатических представителей. Украинским послом в Вене, вместо Яковлева, назначен В. В. Липанский.
Белорусским предстателем в Киеве назначен известный белорусский деятель Роман Скирмунт.
***
— По сообщениям из Киева, крестьянскими отрядами руководит революционное правительство из пяти лиц во главе с офицером Шинкаревым.
***
— Киевские газеты сообщают, что часть членов бывшей киевской рады выехала в деревни.
В Одессе
На всех 15 одесских кожевенных заводах объявлена забастовка. Предъявлено требование о полуторном повышении платы. Заводчики объявили комиссариату труда, что с наступлением теплых дней коже, вследствие забастовки, грозит порча.
Начальник милиции Супруненко дебютирует новым анекдотическим приказом: в суточный срок низко остричь всех милиционеров.
"Я вижу, —пишет он,—постовых не только с длинными волосами, но и с чубами. Поэтому у них нет никакого воинского вида".
Северная коммуна 1918 № 018 - 22 (9) июня
Полиция для наблюдения за нравственностью
СЕВАСТОПОЛЬ, 22 июня. По предложению Австрийских властей, Городская Управа учредила полицию для наблюдения за нравственностью.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 133, 28 (15) июня
Еще по теме
|