БОЛЬНОЙ ВОПРОС
(Письмо в реакцию)
В третий раз на протяжении неполных двух лет Украйна отдана в руки палачей, извергов-мучителей, какими являются большевики. Только те, кто пережил лично еще нигде словами не переданный кошмар той пытки, которую вынес Киев в дни 26 января - 15 февраля 1918 г. ст. ст., понимают глубоко, органически, всем нутром своим, что нигде и никогда не было выражено лучше, чем словами драмы, начавшейся в Гефсиманском саду.
"Душа Моя скорбит смертельно".
Эта скорбь, жуткая тоска предсмертной пытки унесла уже в могилу Леонида Андреева и... скольких других...? Ты, Господи, веси! Те, пережившие понимают то, что скрывается за сухой формулой газетного сообщения: Киев и Харьков окончательно оставлены нашими войсками.
Расстрелы, пытки, застенок, грабежи, убийства, издевательства и оскорбления, и тоска... безнадежная смертельная тоска!
Неужели же это не могло бы быть иначе?! Ведь встречали же киевляне - страшно написать эту страшную правду — злейших врагов России - войска Императора Вильгельма, как якорь спасения, с улыбкой горькой, но вздохом счастливого облегчения, хоть завтра меня не будут истязать! Хоть эту ночь я могу спать спокойно!
Каким восторгом, какими слезами радости какими благодарственными молитвами в храмах встречались в Киеве родные русские войска армии генерала Деникина — это уже нам рассказали очевидцы. И только четыре месяца и то далеко не безоблачного счастья дали Киеву и Украйне войска добровольческой армии — последняя надежда гибнущей великой России.
Где же лежит причина того невероятного, непонятного, ни с первого взгляда, ни при анализе его явления, что, по существу, слабые войска большевиков, берут верх над войсками добровольцев, за которыми стоит, не говоря уже о простом обывателе, и выздоравливающая от большевистского дурмана организованная масса рабочего люда.
Ничто не случайно в мире жизненных явлений. "Все действительное разумно" - утверждал давно старый философ-идеалист. Всмотримся же внимательнее в известные факты и явления-и попытаемся понять их внутреннюю логику.
I
Мы пришли в Киев покарать евреев за большевизм, украинцев — за измену, так, как передают, формулировал задачу момента В. В. Шульгин, редактор "Киевлянина", основатель "Великой России", влиятельный русский деятель юго-западного края и талантливый публицист. Если даже апокриф эта формула, то не апокриф статья "пытка страхом" - ужасный по цинизму документ.
Пребывание у власти на Украйне войск добровольческой армии омрачено было позорными и никак не оправдываемыми погромами еврейского населения в Фастове, Киеве, возможно, и в других местах. Мы знаем, что ни Деникин, ни его гражданское правительство ни прямо, ни косвенно не повинны ни в инспирировании, ни в организации погромов.
Но мы знаем, увы, и то, что ни на орган Шульгина, ни на погромщиков не было наложено никакой кары и кровь невинных жертв отвратительного зверства вопиет к небу. На этой крови, не может строиться здание новой России... никогда! Каким единодушным негодованием общества и прессы встречен был первый после отошедших казалось навсегда в историческое прошлое погромов 80-х годов, погром евреев в Кишиневе! И как позорно равнодушно мы прошли мимо последних ужасных погромов.
Есть вещи, на которые не вправе отказаться реагировать самые истерзанные, самые усталые нервы. Нет реакции — нет и жизни - это трупные или патологические явления! А труп легко убрать с дороги: это показали большевики
II
"Покарать украинцев за измену"... Каких украинцев, за какую измену, как покарать? До погрома украинцев, погрома физического в его отвратительных каннибальских формах, конечно, не дошли. Но есть другие формы погрома - погрома духовного не менее тяжкие морально.
«Довольно говорить на собачьем языке! Довольно печатать газеты на изменническом выдуманном галицийском языке!
Закрываются газеты, клубы, культурные и просветительные учреждения. Опять скажут: Это дело слишком усердных исполнителей. Часто говорят мы не преследуем малорусского языка, языка произведений Шевченко.
Ах, господа, где Вы найдете критиков-лингвистов, которые различили бы язык Шевченка от языка галицийского. Ведь если же современный русский литературный язык ушел вперед не только от языка Гоголя и Пушкина, но даже Достоевского и Тургенева, то и между Шевченко и современностью легли уже целиком 70 лет и Россия Николая I. Россия натурального хозяйства и крепостного права стала федеративной, социалистической, советской республикой.
«У нас есть 16 вариантов организации автономных областей в будущей России»
говорил мне К Н. Соколов - член делегации ген. Драгомирова в Париже летом прошлого года.
Перестаньте вовсе преследовать всякое печатное украинское слово, как таковое и призовите культурные элементы украинства к организации местной жизни и для активной борьбы с большевиками - иначе со всеми вашими вариантами автономии вы опять потеряете Киев и погубите Украину»,
отвечал я и называл имена культурных украинцев. Я до сих пор не слышал ни об одном шаге, сделанном в данном направлении.
«Сделайте же, наконец, ясные и определенные заявления по украинскому вопросу. Ведь опыт истории трех лет ясно показал, что игнорировать его невозможно» -
обращался я к известным деятелям и представителям русской демократической мысли. Волны истории набегают на берег и опять отходят, буря сменяется молчанием могилы, катастрофы следуют за катастрофами, реками льются кровь и слезы и человеческие.
А дурак ждет у моря ответа... говоря стихом Гейне.
III
Отчего в сознании русских общественных и политических деятелей вопрос финляндский, вопрос польский не возбуждал никаких сомнений? Отчего первое русское временное правительство на оба эти вопроса ответило ясно и определенно? И только украинский вопрос, гораздо более тяжкий и больной для внутренней жизни России разрешался неуклюже, случайно и под давлением назревавшей катастрофы!
Отчего А. И. Герцен свободно и ясно писал: Россия и Украйна, русский и украинский крестьяне, а потом самый термин взят под подозрение и хорошим тоном стало говорить: Малороссия, малорусский?
Отчего не хотят вдуматься в тот факт, что до сдвига 1905 года в государственной жизни России превалировало мнение гр. Валуева, что украинского языка нет и быть не может ( см. циркуляр Мин. Вн. Дел 1876 г.) вопреки мнениям таких выдающихся ученых специалистов, как академики Ф. Е Корш и Л. А Шахматов? Юзефовичи, Новицкие травили, плевали в душу и сердце народа, литературу которого приветствовал, как мировое явление, такой ученый, как академик А. Н. Пыпин.
Отчего так глубоко забыто все то, о чем писал уже 40 лет тому назад М. Б. Драгоманов в своей книге: «Историческая Польша и великорусская демократия» и в своей замечательной брошюре: «Вильна Слилка»?
Все эти вопросы можно было бы умножить до бесконечности и не найти на них, увы, ответа. А жизнь неотступно требует это, требует настойчиво и властно. И есть ведь немало материала для размышлений глубоких и серьезных!
Ведь указывает же русский офицер, свидетель драмы Киева, на то, что ген. Скоропадский сделал ошибку объявив русскую ориентацию. И не страшна ли мысль о том, что есть доля правды в этом утверждении? Русские люди, призадумайтесь над этим! Неужели же и впредь стихия истории, страсти и зверство, а не разум и спокойное исследование лягут в основу тех решений, которые скрывает за собой фантасмогория новой истории. Не забывайте, что молчание и лень мысли теперь преступление, ибо за них льется горячая кровь человеческая.
IV
Украинский вопрос есть вопрос национальной культуры и не может он разрешаться силой оружия. Глубоко заблуждаются те, кто этим путем думает решить украинский вопрос. Если можно и должно непримиримо и до конца воевать с разбойниками типа Петлюры, Винниченко, Махно, тех, кто и в массу украинского народа бросил лозунги большевизма и вопреки воли и сознанию украинского народа самозванно и нагло объявил сепаратизм, как необходимое условие его будущего благополучия, то не умно и опасно для будущих судеб самой России:
1) игнорировать украинский вопрос и бороться с самыми законными стремлениями Украинского народа к культурному национальному развитию;
2) всех украинцев считать сепаратистами и преступниками против России.
Среди культурных слоев украинства есть здоровые элементы, которые в тесном единении с Россией видят залог будущего процветания украинского народа и они должны быть призваны для политического и культурного строительства на огромной территории, где живет многомиллионный украинский народ. Без этого не разрешить никакой проблемы Украины, самой жизненной проблемы для будущей могучей и сильной России.
Н. Могилянский.
Париж, 1 января 1920 г.
Еще по теме
|