nik191 Понедельник, 25.11.2024, 12:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Ноябрь » 6 » Уголовный закон против торгового хищничества (Вопросы внутренней жизни) - 1916 год
07:02
Уголовный закон против торгового хищничества (Вопросы внутренней жизни) - 1916 год

Материал из журнала "Нива" за октябрь 1916 года.

 

 

 


Русский уголовный кодекс обогатился новым законом, направленным против торговой спекуляции. Душа законодательной новеллы заключается в суровом осуждении хищнической наживы на острой народной нужде, вызываемой дороговизной предметов первой необходимости.

Новый закон строго карает тюрьмой и штрафом за повышение цен, неоправдываемое условиями рынка и стоимостью производства. В данном случае мы идем по пути других участвующих в войне государств, которые давно уже выработали и применяют на практике меры законодательного обуздания торгового хищничества.

Мы, по обыкновению, взялись за дело с некоторым опозданием-на двадцать шестой месяц войны—и принялись усердно тушить пожар, когда он уже разгорелся и охватил всю страну. Теперь уголовная борьба со спекулянтами будет несравненно труднее и бесплоднее, чем два года назад.

Запоздалость издания закона, по-видимому, надеются хоть отчасти возместить усиленною спешностью его проведения. Хотя до издания его протекло два с лишним года войны и за это время собиралось несколько сессий Государственной Думы и Государственного Совета, которые при обсуждении законопроекта могли бы, вероятно, внести в него значительные улучшения, тем не менее правительство, столь озабоченное борьбою с дороговизной и создавшее для одоления ее столько всевозможных особых совещаний и комитетов, не удосужилось внести проектируемый, столь необходимый и заранее обеспеченный общественным сочувствием, закон на рассмотрение законодательных палат и ускоренным темпом провело его в порядке ст. 87.

Закон утвержден 8-го сентября и вступит в силу тотчас же после опубликования или получения текста на месте. Он озаглавлен не совсем удачно:

„Об уголовной ответственности торговцев и промышленников за возвышение или понижение (?) цен на предметы продовольствия или необходимой потребности".

Многие читатели, быть может, удивятся, что уголовная кара назначается не только за повышение, но и за понижение цен на продукты продовольствия, грозит не только тем, кто продает их дороже рыночной или назначенной таксами цены, но также и тем, кто продает их дешевле нормы. Однако эта странность объясняется очень просто: резкое понижение цены является, как известно, самым верным и надежным орудием борьбы спекулирующих синдикатов с производителями и торговцами, не желающими почему-либо примкнуть к столкнувшимся товарищам.

Обесценивая оставшийся в их руках товар, синдикат разоряет непокорных, сам же через каких-нибудь подставных лиц скупает за дешево их товар, и если сам несет при этих операциях незначительные убытки, то с лихвою возмещает их впоследствии, сделавшись монополистом рынка, при неограниченных повышениях цен. Более точное определение наказуемости требует пояснения, что карается собственно не понижение цен на продовольственные продукты, а хищническая биржевая игра с рыночными ценами, прибегающая иногда к их временному понижению в видах дальнейшего повышения.

Карательный закон против спекулянтов, хотя издан во время войны, но отнюдь не имеет временного характера. Напротив, он стремится определить общие нормы жизни, при чем во время войны и при наличности других подобных, усиливающих виновность, обстоятельств, как-то: общественное бедствие, возможность вызвать нарушение общественного спокойствия и порядка и т. д., наказание за грабительское взвинчивание, еще более повышается.

Новый закон издается как бы в отмену и в виде изменения ст. 913 и 1180 Ул. о нак., карающих торговцев за стачки для повышения цен, но повышает наказание на целую степень и подвергает виновных тюремному заключению, вместо старого срока от 4 до 8 месяцев, на срок от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев с лишением некоторых прав и, сверх того, к денежным взысканиям до десяти тысяч рублей, закон карает

„виновных в умышленном, непомерном, не оправдываемом условиями производства и сбыта возвышении цен на предметы продовольствия или на другие предметы первой необходимости, если они воспользовались для сего ощущаемою среди местного населения нуждою в этих предметах",

а равно карает и тех, кто окажется виновным

„в сокрытии запасов предметов продовольствия или предметов необходимой потребности, в прекращении продажи или в отказе от продажи имеющихся у них означенного рода предметов, если прекращение продажи или отказ последовали без уважительного к тому основания".

Самым важным недостатком нового закона является ничем необъяснимое изъятие из сферы его действия тех случаев, когда повышение цен превышает нормы, определенные „в особо установленном законом порядке", предоставляя за нарушение такс разделываться с виновными административным властям,
таксы устанавливающим. Кара судебная куда более закономерна и надежна, чем кара административная. Поэтому с точки зрения задачи граждански-правового воспитания торговцев и промышленников было бы желательно, чтобы и наказание за нарушение объявленных такс определялось не администрациею а, судом.

Какова будет широта применения нового закона—заранее сказать трудно. Это в значительной степени будет зависеть и от чуткости судебных властей и от внимательности полиции. Кое-что может сделать здесь и живая общественная инициатива. Каждый пострадавший от закононарушения со стороны алчного торговца имеет право на вчинение против него уголовного преследования.

Новый закон дает таким образом оружие самому обществу для борьбы за свои права. Нужно только, чтобы и общество не относилось к ним пассивно, не выступало в привычной роли безмолвного полусвидетеля всяких беззаконий и правонарушений. Для того, чтобы избавиться от наглого мародерства и голода, русский обыватель должен сделаться гражданином.

 

 

Еще по теме

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 711 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., закон, цены, спекуляция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz