По материалам журнала "Нива" за декабрь 1916 года.
Возобновление думской сессии, прерванной на несколько дней для того, чтобы новый премьер-министр имел время сформировать кабинет и выступить перед народными представителями с определенной политической программой, сопровождалось чтением декларации обновленного правительства.
Фактически, правительство к моменту открытия Государственной Думы еще не успело обновиться: все его обновление свелось к уходу обер-камергера Штюрмера, замененного на посту председателя совета министров министром путей сообщения А. Ф. Треповым. Но даже перемена премьера успела внести в кабинет новый дух, которым повеяло в прочитанной А. Ф. Треповым декларации.
Уже с первых же слов премьерской речи все почувствовали, что новая программа, объявленная новым руководителем правительства, не может быть проведена старыми силами и требует дальнейших перемен в составе кабинета. Уже самая полнота газетных отчетов о первом думском заседании сразу показала широким кругам населения, что вместе с перетасовкой внутри кабинета произошла коренная перемена.
Новая политика строится не на борьбе с общественными течениями, а на единении власти с обществом и почвы для этого единения ищет именно там, где его всего легче найти—в патриотическом служении России, как великой мировой, славянской державе.
Таков основной тон, таков идейный фундамент, изложенной с думской трибуны министерской программы А. Ф. Трепова. Ей нельзя отказать в цельности. Она обнимает собою и внутреннюю и внешнюю политику России. В области внутренней жизни зовет страну на путь мирных культурных преуспеяний, обещает осуществление давно требуемых реформ; в области внешней политики провозглашает девизом войну до конца, до полной победы над врагом. Ее особенность составляет именно гармоничное сочетание наших внешних и внутренних задач и стремлений, а главное, несомненная искренность последних.
Твердая власть, твердо знающая, чего она хочет, воодушевленная благожелательным отношением к обществу, призывает страну напрячь все силы для счастливого довершения великой мировой войны и для того, чтобы обществу стала яснее и понятнее вся вздорность умышленно распускаемых германцами слухов о сепаратном мире, приоткрывает с согласия союзников завесу, скрывавшую до сих пор договор держав согласия о компенсации России за понесенные на войне жертвы.
По этому договору Константинополь и проливы должны отойти наконец к России. Мечта веков, волновавшая русских витязей со времен Олега, близится к осуществлению. Согласием Англии, Франции и Италии России гарантировано обладание Царьградом, стоящим в центре путей мировой торговли и закрывающим выход из Черного моря.
Нужно ли говорить, какие неисчислимые выгоды представляет такое счастливое решение восточного вопроса для России. Обладание проливами не только открывает нам выход в Средиземное море, но оно в то же время закрывает в случае войны вход врагам в Черное море, преграждает им доступ к русским берегам и тем самым совершенно избавляет нас от расходов по их обороне.
Те сотни миллионов, которые затрачиваются на береговую оборону, на постройку крепостей, расквартирование войск, содержание флота береговой обороны и пр. будут сохранены для русской казны. Весь юг России с его необозримыми пространствами будет защищен одними укреплениями Дарданелл и Босфора. Такая экономия защиты удесятерит военную мощь государства. Вместе с решением восточного вопроса победоносная война разрешит и славянский вопрос присоединением к России Червонной Руси и образованием воссоединенной автономной Польши под стягом русских царей из Галиции, Познани и наших привислинских губерний.
Таковы великие политические задачи нынешнего дня, разрешаемыя победоносною войною. Но для того, чтобы война была победоносной, а исторические задачи были разрешены, необходимо, чтобы Россия была сильна и крепка, чтобы ее мощь не ослаблялась внутренними трениями и хроническою борьбою между обществом и правительством.
Счастливая внешняя политика всегда базируется на разумной внутренней политике. В этом смысле патриотизм обязывает к мягкой и примирительной программе, стремящейся к примирению правительства и общества под знаменем общего патриотического служения верховным интересам России и русского народа.
Еще по теме
|