Трудовая повинность и земледелие
В ряду неотложных общественных задач едва ли не на первом плане стоит вопрос о земледельческом хозяйстве.
Можно и нужно детально и пространно обсуждать предложенную в « Известиях Центрального Исполн. Комитета» (№ 19, от 25 января с. г.), выработку организации социалистического земледелия, которая в дальнейшем может даже развиваться, но одного не следует упускать из виду, что недалеко уже время посева, а земля в спорах и поисках своего хозяина не получит требуемой обработки.
Интенсивную же обработку диктуют не только соображения об удовлетворении изголодавшегося населения, но и то обстоятельство, что из всех ценностей, которые Россия могла бы скоро извлечь и выбросить на международный рынок в качестве эквивалента, для получения сельскохозяйственных машин и других предметов, является хлеб. А потому посев в эту минуту не может не стоять на первом плане.
Но в то время, как практический немец во время войны не оставляет даже деревянного подоконника, не использовав его для посева хотя бы овощей, необъятные, необработанные пространства России болезненно колют глаз на каждой шагу. И если сейчас, сию минуту, не приступить к организации засева земли, отбросив бесконечные словопрения и волокиту, то можно ожидать гибельных последствий для революции.
Вопрос заключается в том, какие человеческие силы, какую организацию и какие средства необходимо пустить в ход. Как это сделать. Ответ на это гласит: всеобщая трудовая земледельческая или, вернее, сельскохозяйственная повинность без различия пола с 18 до 38 лет, для всего здорового населения России. Если же умели организовать человеко-истребительную сложнейшую воинскую повинность, то мы справимся и с этой прекрасной повинностью.
В отношении женщин оставляется мать подрастающей семьи и еще одна женщина на замену ее на случай болезни. Такая мера выдвинет сразу на трудовую арену, между прочим, большой контингент свободных женщин без определенных занятий. Оставляются также, в роде военнообязанных, или вернее трудообязанных, служащие в предприятиях, работающих для удовлетворения насущнейших нужд населения, если эти служащие, мужчины или женщины, не могут быть заменены по своей специальности не призванными по слабости здоровья или др. причинам лицами. Призванные на средства государства отправляются на место работы. Агрономы составляют, так называемый, инструкторский персонал.
Все это вызовет большой интерес к изучению сельскохозяйственного дела. Сейчас уже можно было бы назначить хотя бы кратковременные курсы. Срок такой обязательной повинности мог бы определяться в зависимости от потребности в работе. Нормально поставленная, и при правильных сменах, такая повинность будет обладать большой притягательной силой.
Отозванные временно на сельскохозяйственные работы сохраняют свое место предыдущей службы по желанию, подобно тому, как это было сделано в отношении служащих, призванных на войну. Такой способ разрешить вопрос об организации сельского хозяйства и продовольствия в государственном масштабе. Кроме того, это будет способствовать устранению междоусобной борьбы за лучшие участки и правильному их распределению.
Сельскохозяйственные орудия должны даваться, конечно, государством. В настоящий момент, когда недра земли должны перейти в государственное пользование, необходимые орудия скоро явятся в виду обилия безработных, так как сокрытые металлы будут извлечены и обработаны тоже коллективными силами с широчайшей государственной постановкой дела. Но надо также отметить, что орудия требуются уже сейчас и потому их придется в значительной степени, ввозить из-за границы.
Всеобщая трудовая сельскохозяйственная повинность особенно для женщин, окажется весьма полезною. Вырывая их из ограниченного мирка жизни только для «своих», куда ее загонял боязливый буржуазный мир от всякой идейной и общественной работы, на широкий простор общенародной и здоровой деятельности, она даст нам и крепкое во всех отношениях поколение.
Всеобщая трудовая повинность могла бы в конце концов, быть распространенной в дальнейшем и на заводскую и на всякую другую работу.
А. Д-а.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 054, 1 марта (16 февр)
***
Октябрьская революция, революция трудящихся масс, так долго удерживаемая губительной «коалицией» дала хорошие всходы на «народной ниве», пробудив у массы сознание необходимости активного вмешательства в строительство новых революционных организаций, поставивших целью решительную борьбу со всеми явными и тайными контрреволюционными организациями, которые проводят в жизнь лозунг: «костлявой рукой голода задушим рабоче-крестьянскую революцию» и потопим в крови все надежды и чаяния городского пролетариата и беднейшего крестьянства.
Соглашательская политика «социал-патриотов», поставила массы на «распутье», в особенности крестьянство; октябрьской революцией открыта прямая дорога с новыми началами политического и экономического освобождения, и крестьянство, очнувшись от спячки, навеянной «Керенскими, Авксентьевыми и К-о», стало на путь социальных проблем.
Повсеместно заметно движение крестьянства в сторону создания Советской власти, устранением тех учреждений, которые впитывая в себя иногда в большинстве лиц, далеко стоящих от революционного движения; становились не нужным балластом, отягчающим революционное движение, иногда и врагом развития таковой.
Рост новых организаций увеличивается, с каждым днем и власть рабочих и крестьян укрепляется на страх врагам, которые еще лелеют надежду возврата революционного движения на путь «коалиций», проще сказать на путь лакейского подражательства, продажи с аукциона всех завоеваний трудовых масс. Деревня сама за себя говорит, что она вошла в новое русло революционного движения и, несмотря на полное отсутствие интеллигентных сил проявляет свою самостоятельность в этой области.
Примеров много, вот один из них. На собрании Архангельского Совета Рабочих, Крестьянских и Солд. Депутатов вологодского уезда от 17 февраля обсуждались вопросы: об организации крестьянской Красной гвардии, как авангарда революции, необходимой для борьбы с темными силами, являющейся оплотом Советской власти, признали необходимый немедленно таковую организовать при добровольной записи.
Усматривая также, что деревня бедна культурно-просветительными учреждениями, вменили в обязанность Исполнительному Комитету выяснить вопрос о пустующих домах и домах, находящихся в руках местных деревенских кулаков, у которых их есть несколько. По выяснении этого, решили такие дома национализировать и отвести под культурно-просветительные учреждения, давая возможность крестьянской бедноте поднять свой уровень культуры. Также усматривая, что помещение Совета наемное, за которое приходится нести расходы по волости, и в виду его неудобства, решили реквизировать дом местного богатея кулака Еркова и перевести туда Совет.
Необходимо отметить отношение крестьян к текущему политическому моменту и как они реагируют на него.
Заслушав доклад тов. Никитина о текущем политическом моменте, приняли резолюцию, которая заканчивается словами:
Усматривая затем, что Советы Р., С. и Кр. Деп. с первого дня революции истинно стояли на страже защиты трудящихся масс, расширяя и углубляя завоевания октябрьской революции, признаем власть Советов истинным представительством трудовых масс и будем поддерживать таковую всеми от нас зависящими силами.
Да здравствует власть рабочих и крестьян!
Да здравствует единение трудящихся.
Да здравствует социальная революция!
Приветствуем Совет Народных Комиссаров и всех борцов за народное дело, идущих прямой дорогой к конечной цели социализма».
Я думаю, что не приходится прибегать к густым краскам, описывая отношение деревни к происходящим в России событиям, ибо жизнь дает много фактов за это. И не нравы те, кто все еще чурается самостоятельности «невежественнаго мужика», который расправив могучия плечи, своими мозолистыми руками закладывает фундамент новаго здания, не требуя над собой заботливых опекунов из право-эсеровскаго-меньшевистскаго лагеря.
Деревня пробуждается, работа кипит и будущность России рисуется в розовых красках.
А. Никитин.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 054, 1 марта (16 февр)
Еще по теме
|