
Во имя чего?..
Скоро уже исполнится четыре года, как длится война.
Вспомните, что писалось в буржуазной прессе в дни войны.
«Компетентные» стратеги той же прессы и экономисты с точностью предсказывали — одни—поражение Германии через полгода, другие - ее экономическое разорение в тот же срок. В доказательство своей безошибочности они приводили цифры, статистику и т. п.
То же самое было и в Германии. Там буржуазная и военная клика была еще хвастливее и обещала своему народу кончить войну в три месяца.
«Листья еще не успеют опасть, как вы уже вернетесь домой со славой и победителями» (речь Вильгельма в первые дни войны).
Так было в Германии, так было и у нас.
Во время войны народы воюющих стран были очень хорошо опутаны паутиной хитросплетенной лжи. Буржуазная печать благословляла людей на бойню во имя защиты цивилизации, защиты родины и освобождения народов. Когда же весной стали обнаруживаться неуспехи нашего оружия, то наши стратеги очень ловко отступили от своего первоначального безошибочного предположения о сроке войны,—отсрочив его очень удачным выражением до «победоносного конца».
Чтобы усилить эту ложь, говорилось, что наши «союзники», а главным образом Англия, делают грандиозные приготовления, после окончания которых и наступит желанный конец. Когда же народам не пришлось дождаться конца английских приготовлений, буржуазная пресса утешала народ русскими тоже грандиозными приготовлениями. Когда же и это не помогло,—стали утешать американскими приготовлениями. Будущее, рисовалось в очень красивых красках и все народы щедро угощались хорошими посулами.
В России, даже после февральской революции, слуга буржуазии— Керенский пытался сделать новую оттяжку окончания войны, своим знаменитым уговариванием о наступлении.
Самое большое зло в этих фактах—это то, что обманывая народ, обещали близкие победы и всякие благополучия, после этого буржуазия совершенно замалчивает происходящее каждодневное, даже каждочасное разорение народа от продолжения войны; замалчивает, что это продолжение неминуемо должно окончательно разорить весь народ, одинаково, как побежденных, так и победителей. И вот здесь сам собою напрашивается вопрос: во имя чего продолжается эта убийственная бойня народов: во имя ли освобождения этих народов?—Нет, народы от этого гибнут, разоряются, голодают.
И на этом мрачном фоне во весь гигантский рост стоит разбогатевший, разъевшийся буржуа и продолжает повторять все одну и ту же гнусную ложь о защите родины и цивилизации. И это будет продолжаться до тех пор, пока в сознании рабочих Германии, Англии, Франции и Америки не встанет и не разрешится вопрос: во имя чего мы продолжаем разорять себя и другие народы?
Этот вопрос начинает уже вставать! Всем ходом мировых событий он скоро и неизбежно разрешится так, как он разрешен русскими рабочими и крестьянами,— т. е. революцией. Только революция приведет всех к миру и братству народов. Продолжающиеся мировые события гигантскими шагами приближают нас к этому концу.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 121, 12 июня (30 мая)
Движение в Австро-Венгрии
МОСКВА, 7 июня. «Известия Московского Совета» сообщают:
«Через Польшу в Швецию получено сообщение о происходящих сейчас во многих частях австро-венгерской армии беспорядках. Зачинщиками их являются военнопленные, вернувшиеся из России, которые отказались следовать на англо-французский фронт. Особенно сильные беспорядки произошли в Будапеште и Львове. В Будапеште солдаты организовали многотысячный митинг, на котором была вынесена резолюция. Ночью, после митинга, главные агитаторы были арестованы, преданы военно-полевому суду и через два дня расстреляны. Во Львове было поступлено также».
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 119, 9 июня (27 мая)
Волнения в Болгарии
ПАРИЖ, 18 июня. Согласно сообщениям из Афин, в Болгарии происходят сильные волнения на почве недостатка продовольствия. Для подавления беспорядков вызваны войска.
Возмущение против немецкой цензуры
Вакханалия немецкой цензуры начинает вызывать возмущение даже в таких умеренных и послушных правительству газетах, как «Нойе Фрае Прессе». Газета указывает на изъятие цензурой, в одном из номеров, передовой статьи об экономическом положении Германии и отчета о польском совещании в Кракове и называет действие цензуры чреватой печальными последствиями. При таких условиях, указывает газета, совершенно понятно растущее среди немецких рабочих революционное настроение, которое может привести к серьезному конфликту.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 130, 23 (10) июня
Еще по теме
|