
По материалам периодической печати за октябрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Во Временном Правительстве
Вчера, утром, Министр-Председатель А. Ф. Керенский, неожиданно, принял решение в связи с полученными сведениями из Ставки выехать на фронт. Вчера же А. Ф. Керенский отбыл в район действующей армии.
Вопрос о том, сколько времени продлится поездка Министра-Председателя остается пока невыясненным. Занятиями Временного Правительства будет руководить заместитель Министра-Председателя А. И. Коновалов.
В виду тревожных слухов, циркулирующих в Петрограде относительно выступления большевиков, а также в виду того, что на очереди стоит разрешение Временным Правительством нескольких весьма важных вопросов— поездка А. Ф. Керенского, как полагают, не будет продолжительной и он вернется в Петроград в ближайшие же дни.
В Совете Российской Республики
Обсуждение вопросов обороны и те разногласия, которые они вызвали между демократией и кадетами, серьезно заставляют группы центра подумать об образовании „блока", на который могло бы опереться Временное Правительство.
Наиболее влиятельная из этих групп— „кооператоры" уверены, что если в Совете не образуется постоянное большинство, работа Совета не будет продуктивна.
Представителя этой группы Кускова и Веркенгейм, в течение последних дней, ведут переговоры, как с кадетами, так с меньшевиками и с.-р. о возможности соглашения по конкретным вопросам. В основу соглашения они выдвигают вопросы, связанные с обороной страны и борьбой с анархией и погромами.
В результате этих переговоров выяснилось, что вопрос заключается лишь в том, в какую сторону должно быть организовало это большинство. Должно ли оно включить в состав свой все левые элементы, за исключением меньшевиков-интернационалистов и левых с.-р., или же образовать блок в правую сторону. На последнее рассчитывать трудно, так как левые, вступая в соглашение, конечно, потребуют от цензовых элементов значительных уступок, на что те едва ли согласятся.
Предстоит по этому поводу несколько совещаний представителей фракций для детальной выработки будущаго соглашения.
Спрошенная нашим сотрудником по этому поводу представительница кооператоров К. Д. Кускова, заявляет:
— Вопросы обороны страны и та анархия, какая в последнее время царит в стране, безусловно объединят различные группы входящих в состав Совета. Те разногласия, которые произошли при обсуждении вопросов обороны между представителями отдельных фракций, с течением времени я надеюсь сгладятся.
Кадеты говорят о том, что необходимо создать такую коалицию, на основании которой образовано Временное Правительство. Только тогда это соглашение будет прочным.
Представители демократии заявляют, что они не против соглашения по конкретным вопросам на деловой программе, но мыслят это соглашение не вправо, а влево. Если цензовые элементы пойдут на уступки, они готовы вступить в соглашение с ними, но на это мало надежды.
В Смольном Институте
Вчера в Смольном институте состоялось объединенное заседание Центральных Комитетов Советов Р. и С. Д. и Кр. Деп. В начале заседания выступают 4 делегата различных дивизий, которые рисуют картину ужасного развала в армии, причем все они говорят, что армия настроена в пользу скорейшего заключения мира, „мира во что бы то ни стало".
Делегатам отвечал с.-р. Гоц.
— Я не могу поверить—сказал он, чтобы в русской революционной армии нашлись бы солдаты, которые потребовали бы от нас заключения позорного мира.
Затем собрание перешло к вопросу об обороне Петрограда, первым оратором выступает меньшевик Дан.
— Петроград,—говорит он, находится под возможностью удара врага. Эта опасность несет нам контрреволюцию извне и в то же самое время поднимает голову контрреволюция внутри; и в это тяжелое время большевиками ведется агитация перейти от слов к делу. Я их спрашиваю: „к какому делу?“
— „К миру и к земле",—кричит большевик Рязанов.
— Армия понимает эту агитацию,—продолжает Дан,—как призыв к неисполнению приказов, а рабочие, как призыв к немедленному выступлению. Называют даже число последняго то 16, то 20. К нам приходят рабочие и солдаты и говорят, что они не знают надо ли им выступать или нет. „С одной стороны как будто надо, а с другой как будто не надо". Пусть же большевики прямо, открыто и честно скажут здесь: "да“ или „нет"?
В заключение, он предложил резолюцию, в которой Ц. И. К. призывает жителей Петрограда сохранять полное спокойствие, считая совершенно недопустимыми всякого рода выступления, способные вызвать погромное движение.
Для предварительного обсуждения резолюции, по требованию большевиков, был объявлен перерыв.
После перерыва, большевики прямого ответа на поставленный им вопрос не дают, но Рязанов от имени фракции большевиков заявляет, что если массы выступят, то большевики встанут во главе их. После продолжительных прений— подавляющим большинством принимается резолюция Исп. Комитета, предложенная Даном.
Спасайте родину „Землю и Волю"
Все дальше и дальше продвигается враг вглубь нашей родной земли. На юге он продвинулся настолько далеко, что создал серьезную опасность для Одессы и Киева. На Севере он захватил уже Ригу и Якобштадт, занял часть островов Рижского залива, проник в самый залив, поставил в опасное положение Ревель и все наше балтийское побережье и создал угрозу для столицы нашей, а также и для коренных русских областей как Псков и Псковская губерния.
С неумолимой беспощадностью наносит он нам удар за ударом, загребая в свои когти достояние наше, сметая наши батареи, уничтожая наши военные суда, уничтожая или забирая в плен целые войсковые части, осыпая нас сверху бомбами с аэропланов и цеппелинов. Мы находимся накануне потери нашего морского пути, которого мы добились ценой бесчисленных жертв двести лет тому назад и без которого государство наше должно будет зачахнуть.
Но и эти страшные удары все еще не заставили нас встряхнутся, не пробудили в широких народных массах святой тревоги за судьбу родной земли. Казалось бы теперь у всех должна была бы быть только одна забота, одна мысль —спасение родины. В действительности же этого нет. В действительности вопросы о спасении отечества все еще не занимают у нас того места, которое им надлежит занимать и в умах и в сердцах народных масс.
Происходит это оттого, что массы народные не усвоили еще той мысли, что победа Германии, будет знаменовать собой крушение всех завоеваний русской революции и даже крушение самой революции и это следовало бы помнить всем. Следует помнить, что победоносная Германия, управляемая немецкими помещиками и самым черносотенным в настоящее время правительством в Европе (прежде самым черносотенным правительством в Европе было русское царское правительство) но допустить, чтобы рядом с ним была страна, где не будет частной собственности на землю, где земля будет принадлежать трудящимся.
Не допустят этого правящие Германией немецкие помещики и немецкое правительство потому, что они будут опасаться, как бы немецкие крестьяне не вздумали сделать того же. Ведь теперь всем уже известно, что в 1905 - 1906 г.г. император Вильгельм предложил Николаю воспользоваться немецкими войсками для усмирения нашего крестьянского движения. Царское правительство тогда прямо угрожало вызвать немецкие войска для подавления „крестьянских беспорядков" если своих сил для этого у него не хватит. Нечего ждать и теперь пощады русскому крестьянству от "бронированного кулака" немецких помещиков и правительства Вильгельма. Их победа заставит трудовое крестьянство наше расстаться с мечтой о земле. Об этом нужно твердо помнить. Ни на одну минуту нельзя забывать этого.
Но не только с землей придется расстаться нам в случае победы Германии, но и с волей. Германские помещики и черносотенное германское правительство не допустит, чтобы под боком у них была свободнейшая республика, которая может заразить „чрезмерным" духом свободы и народные массы Германии. Всего лишь недавно стало известно, что после отделения десять лет тому назад Норвегии от Швеции именно Вильгельм вместе с Николаем не допустили, чтобы там была республика, и посадили на шею норвежцам короля. То же самое будет и с Россией в случае, если мы должны будем подчиниться воле Германии. А так как к тому же Романовы связаны тесными узами родства с Вильгельмом и царственными домами Германии, то с уверенностью можно сказать, что победоносное германское правительство приложит все силы, чтобы посадит нам на шею опять кого-либо из Романовых. А вместе с Романовыми придут опять проклятые старые порядки, столь памятные трудовому народу. Таким образом победа Вильгельма заставит нас расстаться и с мечтой о воле, с мечтой о полном народовластии, о республике. И это опять-таки следует помнить денно и нощно.
Каждый новый удар Германии, каждый новый шаг победоносных германских войск по русской земле все больше и больше отдаляет от нас мечты о свободной и лучшей жизни, все более и более отдаляет нас от „Земли и Воли“. Именно поэтому нам необходимо напрячь все усилия, чтобы не дать врагу навязывать нам свою волю. Защищая нашу страну, защищая нашу свободу, мы докажем и себе самим, и всему миру, что русский народ достоин свободы и лучшей доли.
Защита родины и свободы должно быть теперь главной заботой фронта и тыла. Удерживая напор неприятельских войск, отбрасывая их от родной земли солдаты не только спасают родину от расчленения и унижения, но и спасают землю и волю. Помогая армии и государеву всем необходимым, снабжая армию и города, работающие на армию хлебом, крестьяне делают тоже дело, что и солдаты в окопах, спасая родину, землю и волю. Деревня должна постоянно напоминать об этом своим сыновьям и братьям на фронте, фронт должен постоянно напоминать своим отцам и братьям в тылу. Когда враг убедится в том, что весь народ наш, как один человек, воодушевлен порывом борьбы за родину и свободу, он должен будет умерить свои требования, а это приблизит мир всему миру. Поэтому все, что содействует поднятию боеспособности нашей армии, все что делается для защиты родины, приближает нас к желанному миру всех народов.
Народное дело, №1, 15 октября 1917 г.
Еще по теме
|