Материал из журнала "Разведчик" за 1917 год.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»... сказал И. С. Тургенев.
По-видимому новый состав редакции газеты «Русский Инвалид» предполагал руководствоваться этим заветом предков, так как по этому вопросу в № 107 была помещена заметка «Чужие слова».
Но длилось это недолго. Так напр. в первом попавшем нам под руку № 119, в 92-х коротких строках передовой статьи «Новые начала суда» включено 20 чужих слов, непонятных не только массе солдат, но и многим офицерам, 80% которых в пехотных частях до войны было с нашим образованием, а именно:
Делегация, демократизация, декларация, квалификация, компетенция, кристаллизация, ликвидация, логика, лозунг, принцип, психология, процесс, режим, результат, революция, юриспруденция, этика, элемент, эпоха...
Да, приходится «в дни тягостных раздумий» (И. С. Тургенев) сказать по отношению к родному языку словами другого великого писателя Некрасова:
«Бывали хуже времена,
Но не было подлей»...
Утешение в вышеупомянутой передовой статье можно усмотреть только в том, что название, ротного суда «дисциплинарный» предположено заменить названием «товарищеский» и что этому суду будут подсудны офицеры, врачи и чиновники. Конечно в военное время, при большом личном составе рот и команд, состоящих из призывных солдат, имеющих жизненный опыт, это вполне возможно.
Действительно, какое начальство может узнать, что напр. зауряд-военный чиновник берет у солдат деньги взаймы, задерживает выдачу им жалованья и денежных писем, увольняет их за плату на вольную службу, торгует казенным хлебом и сахаром, отдает в наем подводы и пр., пр.
3. О.
|