В годы Первой мировой противоборствующие армии столкнулись с так называемым "позиционным тупиком". Артиллерия добросовестно перемалывала траншеи первой линии обороны противника, пехота поднималась в атаку и натыкалась на пулеметы второй линии обороны. После чего выжившие пехотинцы отползали обратно. Срочно потребовалась боевая машина, вооруженная пушками и пулеметами, машина, которой не страшны пули и осколки снарядов, машина способная переползать через окопы и воронки от снарядов большого калибра.
К Первой мировой оказались не готовы все армии, принимавшие в ней участие. Создается впечатление, что генералы готовились к новой серии наполеоновских войн начала девятнадцатого столетия — маршевые колонны, пехотные каре, лихие рейды кавалерии и, время от времени, генеральные сражения. Как будто не было до этого американской Гражданской войны, в ходе которой были опробованы картечницы Гатлинга («адские кофемолки» — предки пулеметов) и многозарядные винтовки.
Англо-бурскую и русско-японскую войны генералы тоже проигнорировали. А ведь в ходе этих войн использовались винтовки, продержавшиеся на вооружении добрые полстолетия, а заодно и состоялся боевой дебют машинки Хайрами Максима, выкашивающей пехоту целыми батальонами. Но, генералы всегда готовятся к прошедшим войнам. Итог закономерен — позиционный тупик, толстые стопки "похоронок".
Немцы попытались преодолеть позиционный тупик при помощи так называемых "штурмовых групп" (sturm abteilung — позже это название позаимствуют нацисты для полувоенных формирований своей партии). В "штурмовики" набирали самых отмороженных солдат. Они продвигались к окопам противника за "огневым валом" и катили с собой трофейные легкие трехдюймовки производства Обуховского завода. Первую линию траншей "штурмовики" закидывали вязанками гранат, а огневые точки в глубине обороны расстреливали из трофейных русских пушек. Иногда эта безумная тактика вполне успешно срабатывала.
Англичане пошли другим путем. Еще в 1914 году полковник Суинтон обивал пороги генеральских кабинетов с предложением создать бронированную гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности. Но, понимания у генералов энтузиаст создания бронетехники так и не встретил. Зато его замысел пришелся по душе первому лорду Адмиралтейства сэру Уинстону Черчиллю. Так что, появлению на поле боя одного из самых грозных видов сухопутной военной техники, Братания обязана ... военно-морскому флоту.
В британском морском ведомстве был создан Комитет Сухопутных Кораблей. И этот комитет сразу взялся за дело. Было рассмотрено несколько проектов сухопутных кораблей, включая трехколесную машину-монстр (диаметр колес — 12 метров!). В конце концов, остановились на более реалистичном проекте Суинтона. Он предлагал построить небольшую гусеничную машину с противопульной броней, вооруженную пушкой и пулеметами, способную преодолевать воронки диаметром до 4 метров. Реализацией проекта занялась машиностроительная фирма Фостера в Лидсе.
Прототип первого танка был готов всего за сорок дней. Получившуюся машину назвали "Маленький Вилли" — за внешнее сходство с одним из конструкторов майором Вильсоном (такое вот британское чувство юмора). "Маленький Вилли" представлял собой бронированную коробку, поставленную на шасси трактора "Хольт". Суинтону "Вилли" не понравился — переползать траншеи и глубокие воронки эта машина не умела. И тогда инженерам пришла в голову идея придать корпусу машины форму ромба, а гусеницы пусть охватывают корпус — тогда никакие траншеи и воронки будут этой машине не страшны.
Уже 2 февраля 1916 на испытания новинки пригласили министра вооружений Ллойд-Джорджа. Судьба машины была решена — ее приняли на вооружение. Неофициально новинку назвали "Большой Вилли", а официальное название было слишком лаконичным — просто Mk-I (mark-I или тип-I). Новое значение у английского слова tank (емкость с топливом, цистерна, лоханка) появилось благодаря тому, что на фронт новые боевые машины транспортировали по железной дороге, замаскировав именно под цистерны с топливом (по другой версии – цистерны с водой). Поскольку других имен у новинки еще не было, решили, что сгодится и такое (не называть же его тип-1, в самом то деле). Если бы танки в годы Первой Мировой строили и в России, то, наверняка, они именовались бы в русском языке какими-нибудь "броневиками" или "бронеходами". Но, увы, танки появились в нашей стране лишь в составе армий интервентов в годы Гражданской. Так что у интервентов пришлось позаимствовать и название (помимо британских танков, в составе армий интервентов были и французкие, но французское название танка — "шар де комба" или просто "шар" решительно не годилось — слово шар в русском языке уже было и никаких ассоциаций с грозными боевыми машинами не вызывало).
Ролик повествует о непростых условиях, в которых приходилось работать британским танковым экипажам в годы Первой Мировой. Британские танкисты частенько выходили из танка наружу подышать свежим воздухом прямо в разгар боя. Черт с ними с пулями и осколками — в танке все равно дышать нечем.
A7V — немецкий «ответ Чемберлену». Назван в честь 7-го (транспортного) отделения Общего управления Военного министерства (AbteiIung 7, Verkehrswesen), настоявшего на постройке этих машин. Всего было построена 21 (двадцать одна) такая машина. Все уцелевшие A7V были по условиям перемирия переданы союзникам. Тот A7V, который демонстрируется в танковом музее в Мюнстере — новодел (правда, сделанный по оригинальным чертежам).
Сент-Кантен, 21 марта 1918 года. Первый в мировой истории бой танков с танками. Ролик представляет собой компьютерную реконструкцию этого исторического события. Кстати, победителями в этом бою считают себя и немцы и британцы. И те, и другие страшно гордятся великой победой.
Рено ФТ-17 — лучший танк Первой Мировой. Первый танк, хотя бы отдаленно, напоминающий современные танки — гусеницы не охватывают корпус, вооружение размешено во вращающейся башне, боевое отделение — спереди, моторно-трансмиссионное — сзади. Эта машина приняла участие даже во Второй Мировой (в составе польской и финской армий). Кроме того, трофейный Рено, отбитый послужил прототипом первого советского танка — «нелицензионная» сборка «русских Рено» была налажена в Сормово. Правда, всего было выпущено не более полутора десятков танков, каждый из которых получил имя собственное. Номер 1 назвали «Борец за свободу товарищ Ленин».
Боевой дебют британских танков состоялся 15 сентября 1916 года на берегах реки Сомма. Из 49 танков до немецких позиций доползли только 18 (остальные или сломались или завязли в грязи). Тем не менее, эти 18 машин прорвали фронт на глубину до 5 километров! По тем временам — невероятный успех! Мир узнал о появлении на поле боя нового рода войск.
Но дебют танков состоялся не только на поле боя, но и на страницах прессы. Давайте полистаем пожелтевшие страницы.
Журнал War Illustrated рассказывает о подвигах британских танкистов во время битвы при Камбре (ноябрь - декабрь 1917). В ходе этой битвы впервые состоялось массированное применение танков - в бой было брошено более четырех сотен танков одновременно.
Но, если верить журналу Leipziger Illustrirte Zeitung - немецкая пехота танков не боится.
Еще одна иллюстрация на ту же тему из того же журнала.
А это не танк - это дальний его дальний предок, тоже нашедший себе применение на полях сражений Первой мировой. Броневая каретка Шумана представляла собой передвижной ДОТ. Но британские солдаты не боятся германский броневых кареток.
Эта обложка не нуждается в развернутых комментариях.
Старые британские танки ранних серий утоплены в реке и сыграли роль моста для новых Mk-A "Уиппет" (новинка получила название в честь охотничьей борзой за невероятную скорость на ровной местности - танк мог разгоняться до 13 километров в час!).
Иллюстрированный репортаж о действиях британских танкистов в тылу противника - когда танк сломался, экипаж расправился с немцами при помощи стрелкового оружия.
Немецкая пресса снова убеждает читателей - танки не так уж и страшны.
Прообраз бронетранспортера. Кстати, была специальная модификация Mk V с удлиненным корпусом, которая использовалась почти как полноценный бронетранспортер.
Прообраз ЗСУ.
И снова обложка, не нуждающаяся в развернутых комментариях
Немецкая пресса успокаивает читателей, что танки противника не так уж и страшны.
Французы разрабатывая свои танки пошли по пути наименьшего сопротивления — использовали то, что было под рукой. А под рукой оказалось шасси тракторов Baby Holt, закупленных за океаном. На шасси водрузили громоздкие бронекорпуса (по габаритам намного превосходящие гусеницы), в бронекорпусах разместили 75-мм пушки и пулеметы. И вот к 1916 году был готов французский танковый первенец — CA-1 Шнейдер.Но в 1917 году, когда эти машины считались боевыми были и вполне удачные случаи их применения. О чем мы и узнаем из журнала La Guerre Documentée.
Атака Шнейдеров.
Ужасные Сен-Шамон уничтожают немецкие траншеи.
В атаку идут Рено FT — первые полноценные легкие танки.
Как писал Митчелл, Франк Mitchell, Frank в своей монографии
«Танки на войне. История развития танков в мировой войне 1914-1918 гг.»
«Благодаря росту механизации танки в будущей войне будут играть большую роль. В боевых действиях будут участвовать танковые «эскадры», а потому на суше найдет применение морская тактика. Легкие быстроходные разведчики будут высылаться вперед для разведки и вызова огня противника. Средние танки под прикрытием дымовой завесы будут атаковать во фланг неприятельские танки, а тяжелые танки, быстро двигаясь по полю боя, откроют огонь по своему противнику.
Операции танков будут сопровождаться действиями авиации, которая будет бомбардировать неприятельские танки. Управление боем будет производиться с геликоптера по радио-телеграфу. Победу одержит та сторона, которая будет лучше знакома с местностью, будет вооружена более дальнобойными пушками и лучше организует взаимодействие разных родов войск.
С другой стороны, противник при помощи специальных радиоволн может сделать танковые эскадры бесполезными. Телемеханическое управление самолетами при помощи радио является совершившимся фактом, а потому могут быть созданы зоны, которые парализуют всякие планы нападения. Вполне вероятно, что будут созданы волны, достаточно сильные для остановки всех моторов в каком-нибудь районе.
Массы легких и быстроходных танков будут применяться также для нападения на тыл и штабы противника с целью дезорганизовать все его управление. Это можно будет назвать атакой мозга армии. Когда мозг будет разрушен, тело перестанет действовать.
Следующим шагом будет атака городов и заводов. Армии не могут существовать без продовольствия и снарядов, а механизированные армии без горючего. Поэтому лучшим способом нанесения неприятельской армии поражения является разрушение источников ее питания. Это может быть легко произведено большими эскадрильями самолетов и многочисленными танками, производящими набеги на армейские базы и гражданские центры вооружения. Самолеты и танки смогут перевозить ОВ, которые они будут выпускать в промышленных центрах. Это будет надежным средством парализования сопротивления неприятеля.
Во время таких танковых рейдов явится вполне вероятным сбрасывание на парашютах танков, транспортируемых на самолетах, или может быть будет построен летающий танк, который после посадки сложит свои крылья и будет действовать, подобно обычному танку.
Вполне вероятно, что главные центры сражений и разрушений в будущих войнах будут находиться не на полях сражений, а в крупных городах и базах, питающих войну, а также вблизи политических и военных центров, управляющих войной. Бойцы же, защищенные броней и большой скоростью своих танков, будут находиться в сравнительной безопасности. [99] Механизация войны создала превосходные транспортные машины, которые будут иметь большое культурное значение.
Кто знает, не будем ли мы иметь когда-нибудь небольшие автомобили — потомки танков, которые сумеют перевозить нас всюду, куда каждый пожелает, будь то по воздуху, по воде, по горам или долам?»© militera.lib.ru/science/mitchell_f/index.html
А что же в России?
28 сентября (11 октября) 1916 года Генеральный штаб Русской Армии получил телеграмму русского военного агента в Англии с описанием тактико-технических характеристик британских танков.На документе историческая резолюция генерал-лейтенанта Милеанта: «22, Х1. Таких чудовищ мы делать не будем, так как у нас есть свое подобное».
Имелся в виду конечно же «Царь-танк » Лебеденко.
По описаниям очевидцев с фронта (а у страха, как известно, — глаза велики) был составлен «словесный портрет», который тут же вышел на страницах печати той поры.
А вот тут мы подходим к самому интересному. Как же виделось будущее «сухопутных монстров» 100 лет тому назад?
Поголовная «гигантомания» захлестнула прессу, посмотрите например на этот «гигантский бронированный „мотоцикл"
Как „Кинг-Конг" на фоне крошечных людей и самолётов.
Но не зря я вам перед этим показывал чертёж „Царь-танка". Идея гигантского трёхколёсного монстра не давала спать спокойно ещё долгое время художникам-футуристам.
Вот картинки из журнала „Popular Science" за декабрь 1916 года:
Обратите внимание на свисающие цепи и огромные колёса. Такому танку вообще не нужны пушки. Достаточно проехать по расположениям противника словно трактору по полю.Вот к примеру (гипотетическое) нападение такого танка на железнодорожный узел.
И как с таким воевать? Если даже задний (опорный) каток выше жилого дома.
Да и водные преграды для такого 200-футового трицикла — не преграда.
Но самое смешное заключается в том, что гигантомания не закончилась на страницах прессы в 1941-ом — в то время, когда танки все уже по сто раз видели хотя бы на фотографиях или на киноэкране (не говоря уж о том, что многие в том году ходили на танках в бой). Вот заметка из американского журнала Mechanix Illustrated за декабрь 41-го. В газете „Красная Звезда" было опубликовано сообщение о том, как два советских „сухопутных линкора" раскатали в блин немецкую колонну, включающую в себя батальон мотопехоты и роту легких танков. Огня из пушек при этом „линкоры" не открывали. Скорее всего, речь в заметке из „Красной Звезды" идет о действиях КВ — они, действительно, не раз и не два давили немецкие колонны, не тратя боеприпасы.
Вот такие „фантазии" на танковую тему
Известно также о разработке танка «Рыбинского завода». Однако, не было даже детального проекта его. Было только предложение по его разработке и несколько рисунков «реконструкций».
"… при проектировании за основу был взят не принятый во Франции проект полковника Этьена 1915 года. Однако, в любом случае, создание танка не вышло из стадии проектирования — первоначальный проект, предложенный Военному ведомству в конце 1916 года, не имел детального описания и был представлен лишь в общем виде..."
"… В 1915 г. на одном из заводов был разработан проект танка со следующими характеристиками: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и крупнокалиберный пулемёт, броня 10—12 мм, мощность двигателя 200 л.с. Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 года, этот проект не получил необходимой поддержки… Имеются сведения и о другом проекте, разработанном в то же время: вес 12 т, скорость до 12 км/ч, вооружение 75-мм пушка и пулемёт."
— Мостовенко В. Д. Танки. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Военное издательство МО СССР, 1956.
Малоизвестен проект «самодвижущейся броневой башни для 8-дюймовой гаубицы» представленный в ГВТУ в конце 1916 г. инженером-кораблестроителем Адмиралтейского завода подпоручиком Дриженко.
«Башня» представляла собой по сути тяжелую САУ. 8-дм (203,2-мм) гаубица должна была устанавливаться в передней части «двойной броневой коробки, поперечное сечение которой напоминает вагон», с толщиной брони 10 мм. Здесь же помещались командир и водитель, места которых оборудовались бронеколпаками. В средней части корпуса размещались расчет орудия и боекомплект, в задней — два бензиновых двигателя по 180 л.с, каждый из которых приводил в движение гусеницу одного борта (как это было выполнено в 1917 г. на английском танке Мк А «Уиппет» и германском A7V). Для самообороны на крыше устанавливались два пулемета.
Оригинально была разработана ходовая часть. Опорные катки диаметром 270 мм блокировались по четыре в тележки (5 тележек на борт). Трудно сказать, знал ли Дриженко о проекте Менделеева, но в своей машине он также применил пневматическую подвеску, причем пневмокамеры тележек одного борта сообщались между собой. Ведущее колесо располагалось сзади.
Гусеница зубового зацепления состояла из «шпал», соединенных по краям цепями-рельсами. Ширина гусеницы -800 мм. При повороте штурвала замедлялось движение одной из гусениц. Поскольку большая длина опорной поверхности (6 м) затрудняла бы поворот, предусматривался автоматический подъем крайних тележек подвески (подобное решение 45 лет спустя будет воплощено на шведском танке STRV-103). Для защиты воздухопритоков от пыли служила система из изогнутых пластин, эластичных камер и «гармоник».
Машина должна была иметь электрическое освещение, вентиляцию. Расчетный вес «башни» — 46 т, экипаж — 6 человек, длина — 8,1 м, ширина — 3,8 м, высота — 3,4 м, удельная мощность силовой установки — 7,8 л.с./т, скорость хода — до 12 верст в час, удельное давление на грунт — 0,5 кг/см2.
Проект был подробно рассмотрен в Военной Автомобильной школе. Начальник Школы указал на общую сложность конструкции, неразработанность трансмиссии и механизма управления, ненадежность пневматических систем, предложил обеспечить движение при работе как обоих, так и одного двигателя. В июле 1917 г. проект был передан в ГАУ. Интересно, что при его рассмотрении специалисты Артиллерийского Комитета сравнивали его с танками союзников (Журнал III, IV и VII отделов Арткома № 2472). Было указано, что «главным назначением броневых автомобилей, как легких, так и тяжелых (типа танков), заключается в содействии своей пехоте в открытом бою», а значит огневой бой должен вестись «на дистанции не более 2-3 верст», на которой «недопустим другой род ведения огня, как прямой наводкой». Предложение же самоходной бронированной гаубицы «не имеет практического интереса», поскольку тяжелой артиллерии более соответствует тракторная тяга, нежели «закрытые башни». IV отдел представил данные: «Ни на одном французском или английском танке, ни на германских танках не устанавливалось до сих пор орудий выше 3-дм калибра».
Все танки периода Первой мировой войны были пригодны только для непосредственной поддержки пехоты ввиду незначительной скорости, малого запаса хода, слабого (противопульного) бронирования, низкой надёжности осн. механизмов и агрегатов, несовершенства ходовой части. Всего за время войны было выпущено: Англией — 2800, Францией — 5300, США — 1000, Германией — 100.
Тактико-технические характеристики танков периода 1-й мировой войны
* Танк имел на вооружении либо пушку, либо пулемёт.
ИСТОЧНИКИ:
http://propagandahistory.ru/
http://steampunker.ru/
http://monoblog.su/
http://военная-энциклопедия.рф/
|