По материалам журнала "Нива" за февраль 1917 год.
Очерк 3. Рагозиной
Весь мир кричит о том, как Америка богатеет от войны. Действительно, Америка или, вернее, та часть ея промышленности, которая работает на войну, наживается колоссально. Но, как известно, медаль имеет и оборотную сторону. Эта сторона—предстоящая налоговая реформа,—предстоящая и даже уже отчасти начавшаяся. Так называемый „пересмотр доходности страны", в сущности, никогда не снимается с программы занятий конгресса, и одной из последних проведенных им мер была отмена некоторых мелочно придирчивых налогов, всего на 20 миллионов долларов, и введение новых или увеличение существующих более, чем на 200 миллионов.
Когда отменили взимаемый с телеграмм и телефонных разговоров на небольшую дистанцию один сент (около трех копеек), все были очень рады. Не то заговорили, когда были значительно увеличены подоходный, налог и налог на наследства. Но это еще только начало. Теперь уже известно, что с 1917-го года (и тут уже выступает оборотная сторона военной наживы), по примеру Великобритании и Канады, производители всякого рода военного материала будут платить в казну 12 1/2%, т.-е. одну восьмую часть всей чистой прибыли с такого производства. Корпорациям предложат платить подать за право "делать дела", содержателям театров и всяких увеселительных учреждений — за право увеселять публику. Фабриканты табачных изделий будут платить акциз с количества выпускаемого товара, а пивовары и винокуры со степени крепости своих продуктов.
Одним словом, готовится обширная и всесторонняя система извлечения излишков из обывательского кармана на общественные нужды, как видно из обстоятельной финансовой статьи, появившейся в недавнем нумере ежемесячного нью-йоркскаго „Обозрения".
Нет неблагодарнее должности, выпавшей на долю лицам, которым поставлена задача оформить это извлечение. Как ни признаёт разум в принципе необходимость данного налога, а на практике справедливого его распределения, когда дело доходит до личного применения, не в натуре человеческой не почувствовать себя обижаемым и как бы обираемым. На этой почве выходят странные несообразности, противоречия. Так, никто не станет оспаривать превосходства, в смысле справедливости, прямого обложения над косвенным. Однако подоходный налог, когда в Америке пытались его ввести в конце истекшего XIX века, до того возмутил общественное чувство, что верховный суд объявил его противным конституции, и он тогда был отменен. Казалось бы, менее обременительного и более справедливого налога быть не может, как налог на наследство: однако он в Америке далеко непопулярен. А кто не проклинал таможни, вместе с тем признавая ее охранительницей и воспитательницей отечественной промышленности, этой основы общего благоденствия страны. Разгадка в том, что прямые налоги именно неприятно, „прямо" врываются в частную жизнь, тогда как налог на предмет потребления нечувствительно, „косвенно" вкрадывается в нее.
До сравнительно недавнего времени государственная казна в Америке наполнялась почти исключительно косвенными налогами и неимоверно высокими таможенными пошлинами. Истощившая ее междоусобная война потребовала значительного увеличения государственных доходов, и были приняты к тому разные меры, а к концу истекшего XIX века, после длительных горячих прений в конгрессе, последовал неудачный опыт с подоходным налогом.
Но с началом нового века страна вступила на новый путь и с большей решимостью отнеслась к быстро возрастающим общественным и правительственным нуждам. Оказавшийся неизбежным пересмотр таможенного тарифа, хотя исполненный далеко не в радикальном духе, сильно однако отразился на бюджете. Таможня, в 1910 г. принесшая 333.683.000 долларов, за прошлый бюджетный год дала уже только 210.000.000. В этом понижении немалую роль сыграла, конечно, война, уменьшив ввоз товаров из-за границы, особенно из Германии. Это, по-видимому, дало окончательный толчок в сторону прямого обложения, тем более, что в том же направлении действует пример европейских стран, в особенности Великобритании. Знаменательна настойчивость, с которой лидеры партий в обеих палатах беспрестанно указывают на то, какими методами Англия вот уже много лет, покрывает свои текущие расходы, усиленно подчеркивая тот факт, что до 1914 г. она 58% всего государственного дохода получала от налогов на доходы и наследства.
С другой стороны, конгресс проявил замечательную независимость от европейских финансовых методов, упорно отказываясь увеличить весьма незначительный национальный долг. В междоусобную войну Америка волей-неволей вошла в громадные долги, - "неоплатные", как, не без ехидства, с притворным соболезнованием указывали ее сомнительные доброжелатели.
Ценой больших усилий справившись с этой обузой в удививший всех короткий срок, она, по-видимому, решила в будущем избегать повторения ее.
„Пользуясь лучшим в мире кредитом,—пишет автор приводимой статьи,—и при национальном долге, совокупность которого не оплатила бы содержание ныне воюющих армий в течение одного месяца, мы предпочитаем покрывать наши расходы изо дня в день собираемыми наличными деньгами, не увеличивая наших обязательств. В 1875 г. (вскоре по окончании междоусобной войны) мы платили процентов по национальному долгу слишком 2 доллара с души населения, теперь же платим всего 23 цента".
В настоящее время это принципиальное отвращение к займам, сказывается весьма решительно. Казенный сундук требует немедленного восполнения в небывалых размерах. Во-первых, сказывается дефицит: во-вторых, готовится увеличение расходов, ни с какими прецедентами несообразное. Дефицит довольно значительный: 469 миллионов. Заметную роль в нем играет пересмотр возмущавшего всех чрезмерного таможенного тарифа. Затем мексиканская экспедиция поглотила большие, непредвиденные в бюджете 1916 года, наличные суммы: около 130 миллионов на сооружение самой экспедиции, слишком 320 миллионов добавочных на содержание армии и флота, 20 миллионов на укрепления и т. д. Так что говорят даже о возможности внутреннего займа.
Но если эта мера и состоится, она будет лишь временная и частичная. Во внутренней политике страны происходит перелом, обуславливаемый признанной наконец необходимостью оборонительного вооружения ее, достаточного для отражения любого нападения, а может быть, даст Бог, для предотвращения такового.
Этот перелом, воплощаемый в одном слове: "подготовленность" („рrераrеdness"), обязывает к немедленному принятию финансовых мер, самых широких и решительных, на почве, конечно, соответственного налогового обложения. В основу его кладется принцип наивозможно меньшего обременения неимущих и трудящихся (чем исключаются новые налоги на предметы потребления), и применения в обширных размерах обложения падающего на богатых и наживающихся. Разрешить эту задачу можно единственно только радикальной переработкой и значительным расширением подоходного налога, с распространением его не только на „не заработанную прибыль", но и на чрезмерные барыши, получаемые хотя бы от усиленной работы. Косвенный налог допускается, поскольку он падает на предметы, явно составляющие роскошь, и на увеселения.
Подоходный налог за 1915 г. принес с лишком 43 миллиона долларов, а налог на корпорации—почти 40 миллионов. В этот период входило первое полугодие войны, время для Америки очень тяжелое, когда во всей стране чувствовалось удручение и застой в делах и промышленности, при больших убытках и прямых личных потерях. Но пошли военные заказы и все изменилось с молниеносной быстротой. Кончавшийся в июне истекшего 1916 года бюджетный год завершил собою год небывалой урожайности и небывалого промышленного (собственно, военно-промышленного) напряжения, оплачиваемого притом по небывалому масштабу.
Один подоходный налог за июнь месяц 1916 г. дал 96 миллионов долларов — почти в два с половиной раза столько, сколько совокупность всех прочих налогов за тот же месяц, вместе взятых. К этому же времени подоспела вызванная тяжким чужим опытом агитация о необходимости всенародной военно-оборонительной „подготовленности", приведшая к решению немедленно приступить к оборудованию ее в широчайших размерах, а затем к постоянному содержанию ее в полном порядке. Обеспечить требующиеся на такую программу колоссальные наличные и постоянно прибывающие суммы—такова задача, разрешения которой страна ожидает от своего конгресса.
Что разрешение, будет найдено, в этом нет сомнения, и не в меру нажившимся заводчикам, фабрикантам, посредникам, подрядчикам и прочему люду, причастному к этой гигантской мобилизации труда и капитала, придется поступиться крупной долею добытой прибыли. А человек так уж создан, что, признавая в теории необходимость той или другой сопряженной с общественными жертвами меры, когда дело доходит до практического применения, каждый считает, что другим так и надо, но себя чувствует так или иначе обиженным.
Итак, начнем с подоходного налога. В настоящем виде закона, с дохода свыше 3.000 долларов для безбрачных и 4.000 для женатых, до 20.000 взимается 1 доллар с 1.000: впредь будет взиматься 2 доллара. Свыше 20.000 „к нормальному налогу надбавлено 10 долларов с каждой тысячи". Кроме того, „тяжелый добавочный налог" будет взиматься с доходов, превышающих 100.000, а доход с 2-х миллионов платит 13%. От этого усиленного налога ожидают в грядущем году от 25 до 30 миллионов долларов. „Трудно вперед рассчитать, сколько должен принести налог на наследства, так как это зависит, главным образом, от смертности среди богачей. Полагают, что, когда налог будет урегулирован и начнет действовать в полной силе, он даст не меньше 50 миллионов. а может быть, и все 65. С наследства, не превышающего 50.000 долларов или соответствующей стоимости, будет взиматься 1%; от 30.000 до 150.000 2%; от 150.000 до 250.000-и т. д. до 10% с наследства, оцененного в 5 миллионов и больше". Хорошо, что этот налог, в сущности, ложится только на богатых и очень богатых.
Всех менее возражений встречает предполагаемое обложение прибыли от производства всякого рода снарядов и военного материала. Справедливость такого налога признается всеми: притом он должен прекратиться в годовой срок после выпуска президентом прокламации, возвещающей, что война кончилась. Полагают, что за бюджетный год, кончающийся 30-го июня 1917 года, он даст не меньше 70 миллионов. Налогу будет подлежать выделка пороха и всяких взрывчатых веществ, патронов, метательных снарядов, гранат, торпед, шрапнели и сооружение всякого огнестрельного оружия, как то: револьверов, винтовок, пулеметов, всех калибров орудий, а также штыков.
Предметы первого разряда (порох и снаряды) будут платить с валового дохода до одного миллиона 5%, а с суммы, превышающей миллион 8%: предметы второго разряда (орудия и огнестрельное оружие) платить 2% с валового дохода до 250 тыс. долл.,— 3% до 350 тыс. долл., - 5% с миллиона и больше. Кроме того, устанавливается добавочный налог на медную руду, на медь, чистую и с примесью других металлов: 1% с валового дохода от продажи этих материалов до одного милл., 2% до 10 милл. и 3% от продажи выше этой суммы. В случае же, если бы чистый доход от продажи или употребления их не достигал 10% с затраченного капитала, налог не взимается. Теперь жалеют, что с этим налогом несколько опоздали. Будь он установлен годом раньше, он дал бы еще не такие, результаты, каких теперь от него ожидают.
Взрывчатые вещества, вывезенные из Америки в бюджетный год, окончившийся 30-го июня 1910 г., оцениваются в 467.081.000 долл, (почти 934.162.000 руб. по нормальному курсу). Меди одной было вывезено свыше 700 милл. фунтов, что представляет денежную стоимость в 159.491.000 долл. (478.473.000 руб.). В настоящее же время заказы и вывоз несколько уменьшились. Такой же налог уже действует в Канаде, Великобритании, Франции, Италии, Дании и Швеции, также и в Германии.
Таковы главные намеченные черты налоговой программы.
В виде прибавления и для иллюстрации невероятно быстрого развития этой удивительной республики, автор дает ряд таблиц, показывающих государственные приходы и расходы по разным ведомствам от 1800 г. до 1915 г. включительно, для сравнения разделив эти 115 лет, покрывающих, в сущности, все ея существование, на несколько меньших периодов: 1800 -1825, 1850—1865 и т. д. За многие такие периоды приходы и расходы более чем удваиваются. Сопоставление цифр приходов и расходов за первый и последний из отмечаемых годов наглядно, в общих цифрах, показывает баснословный рост страны. Вот эти цифры:
Приход за 1800 г.: 10.089.000 долл. За 1915 г.: 625.455.000 долл.
Расход за 1800 г.: 10.811.130 долл. За 1915 г.: 702.643.000 долл.
Положим, что в 1800 г. штатов было всего одиннадцать, и что деньгам в ту пору цена была не та, что ныне. Но возьмем таблицу за последние пятнадцать лет, по красноречивости своей не требующую комментарий.
Расход Приход
1900 г. 487.713.792 долл. 567.240.852 долл.
1910 г. 659.705.391 долл. 675.511.715 долл.
1915 г. 731.527.572 долл. 695.663.190 долл.
В 1917 году ожидается прихода 907.000.000, а расходов намечено на 1.125.243.000. Разницу в 159.243.000 предполагается покрыть: 130 миллионов внутренним займом, а 29.248.000 взять из запасного фонда.
|