nik191 Среда, 20.01.2021, 13:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [851]
Как это было [613]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [206]
Разное [19]
Политика и политики [171]
Старые фото [38]
Разные старости [61]
Мода [309]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1574]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [772]
Украинизация [547]
Гражданская война [1047]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [122]
Восстание боксеров в Китае [0]
Франко-прусская война [116]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Июнь » 27 » Стенька Разин - вольный казак
05:18
Стенька Разин - вольный казак

 

 

 

Стенька Разин - вольный казак

 

Большевики воздвигли в Москве памятник в честь Стеньки Разина. Буржуазия полна негодованиями по поводу этого акта.  Вид знаменитого разбойника, стоящего поперек дороги в угрожающей позе, наполняет их ужасом. Для них он жестокий казак; который жил разбоем, грабежом и убийством; безжалостно обирая богатые судна, бросая свой дерзкий вызов самому царю и насмехаясь над попами1 Ему приписывают следующие оскорбительные выражения:

„Церкви — для чего? Попы? какая от них польза? Венчать народ? Хорошее дело. Обнимитесь парами и пляшите вокруг вербы, и свадьба готова!"

Все это не значит, что он был не верующим, наоборот он часто любил, в тиши какого нибудь монастыря, размышлять о новом завете.

Его, однако упрекают в жестокости по отношению к одной молодой персидской принцессе, отца которой он убил во время одного из своих набегов. Она была его возлюбленной и он обожал ее, но у него было еще большее увлечение и это была река Волга; сцена его славных успехов. Во время одной из своих прогулок по реке, перед которой он преклонялся, в порыве опьянения и возбуждения он в последний раз поцеловал свою возлюбленную и сказал:

„Волга, дорогая Волга, ты много дала мне серебра и золота и чести, я же ничего не дал тебе в обмен, но подожди — я дам тебе то, что мне всего дороже в мире."

И с этими словами он бросил принцессу в воду.

В памяти русского народа Стенька Разин окружен иным, светлым ореолом. Для крестьянина он —защитник обездоленного, принося ему „землю и волю", они называют его „вольным атаманом.“

Это часто употребляемое в народной речи выражение, напоминает о происхождении казаков.

Беглые мужики и мастеровые, спасавшиеся от крепостной зависимости, были первыми нарушившими обычай святого Юрия. День этого святого до того был радостью для крепостных, потому что они могли в этот день менять своих господ. Но чтобы угодить дворянству, царь одним росчерком пера прикрепостил мужика к земле. И день св. Юрия, который был днем веселья, сделался днем глубокой печали. Отсюда народная поговорка:

„вот тебе бабушка и Юрьев день.“

Что значит „вот этого Вы не ждали.“

Это происходило в середине 17-го столетия. Со всех концов России стекались крестьяне к берегам Днепра, Дона и матушки Волги, к широким рекам, текущим среди обширных лугов и степей, которые для русского народа были символом света, земли и воли, в противоположность темным густым лесам севера. Здесь все недовольные рабством искали убежища. Сюда приходили не только крестьяне, но мастеровые и жители городов, обремененные налогами, которые спасались от жестоких преследований.

Казаки устроили там земледельческие, промышленные и военные общины. После многих войн, царь согласился признать их, даровал им некоторые права и автономию в обмен за воинскую службу. Их обязанностью было держать в отдалении соседние с русской границей племена. Этот уговор с царем, мало-помалу принуждал их быть орудием контрреволюции. Но их любовь к свободе вошла в поговорку и русский народ все еще восхищается рассказами о смелых проделках их атамана Стеньки Разина, который отпускал на волю заключенных, говоря:

„я воюю с дворянами и купцами, с бедным простым народом я делю все мое состояние, я им брат.“

Любовь Стеньки Разина к бедным, его смелость все еще живут в памяти русского народа, который видит в нем любимого героя, образец хорошего, сильного и свободного человека. Много песень посвящено его замечательным приключениям. Великий русский поэт Пушкин собрал эти песни. Он говорил, что Стенька Разин единственная поэтическая фигура в русской истории. Пушкин проникся восхищением к этому разбойнику, равного которому можно считать только Дон-Кихота и который окружён в памяти народа блестящими легендами.

„Первая половина 17-го столетия", говорит историк Место миров, „была подготовительным периодом эпохи Стеньки.

Когда он занял город Царицын, царский посол потребовал у него выдачи всех беглых из деревень и городов, записавшихся в его армию. Его ответ был так горд, так полон достоинства и проникнут человеколюбием так глубоко врезался в сердце крестьянам, что и поныне они поют его с глубоким волнением.

„Выдать моих друзей! И вы осмеливаетесь произнести эти преступные слова. Вы грозите разжаловать меня. Скажите губернатору, который вас послал, что я не боюсь его, и что сам царь мне не страшен. Подождите немного, я готов померяться с ним силами. Негодяй, он полагается на свою силу и задирает нос, он дерзает обращаться со мной, как со своим рабом. Но он просто безумец. Я имею больше власти я могущества, нежели он. Я вольный человек!"

Безжалостный мститель за жертвы жестокой буржуазии 17-го столетия пробуждает, быть, может, дикие инстинкты в груди завистливых и неукротимых нынешних его врагов, но память благородного друга бедных, отважного защитника "земли и воли" вызывает в груди русского народа глубокое восхищение и безграничную благодарность. Памятник народному герою, воздвигнутый на публичной площади в Москве будет вызывать энтузиазм в бедных к напоминать мудрым следующее примечание Толстого:

„Самая большая ошибка; которую можно совершить так это разделять людей на умных и глупых, сильных и слабых, хороших и злых. Каждый человек может одновременно обладать всеми этими недостатками или достоинствами. Люди меняются и скрывают в себе возможности быть добрыми или злыми".

Вера Старкова.

 

 

КОГДА — ЖЕ?

 

Когда же настанет, тот час роковой,    
что бедный восстанет народ трудовой.
И цепи неволи он сбросит с плечей,
для смертной боли владык богачей.

И скажет: довольно, вам нашей крови,    
мы жить хотим вольно, в братской любви.
Мы люди, все братья, врагов средь нас нет,
мы шлем вам проклятья за долгий ваш гнет.

Когда же настанет,
тот радостный час,
что босс перестанет,
быть страшным для нас.

 

Ю. Карпик.

 

Голос труженика : Еженедельный орган рус. отд. индустриальных рабо... 1920 № 101, 26 июня

 

 

 

 

Категория: Политика и политики | Просмотров: 52 | Добавил: nik191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz