Станция железной дороги в Тамбове
До начала этого года станция железной дороги в Тамбове составляла только коночную станцию всей линии железной дороги от Москвы, через Коломну, Рязань, Козлов, до г. Тамбова, и, как самая станция, так и железная дорога—«Козловско-Тамбовская»— не имела особенного значения, до открытия в этом году «Тамбовско-Саратовской» дороги.
С открытием же тамбовско-саратовской железной дороги, участок козловско-тамбовской дороги и станция в городе Тамбове получают важное значение, так как упомянутый участок становится необходимым, неразрывным членом общей железной ветви, соединяющей центр России с самой производительной частью приволжского края, а конечная станция в Тамбове становится в свою очередь центральной станцией. Поэтому-то мы считаем, что наш рисунок фасада Тамбовской станции железной дороги появляется кстати теперь, когда саратовско-тамбовская линия получает такое важное значение для торговли приволжского края.
Тамбовско-козловская дорога принадлежит к разряду земских железных дорог, то есть с гарантией от земства, о которой в свое время поднято было так много споров в нашей текущей печати. Что касается тамбовско-козловской дороги, то необходимо заметить, что акционерное собрание этой дороги, в виду значительных выгод, представляемых эксплуатацией, вследствие открытия саратовской дороги, отказалось от земской гарантии, а строители дороги пожертвовали в пользу козловского земства капитал в 75,000 р., для благотворительных целей. Капитал для постройки козловско-тамбовской дороги определен в пять миллионов металлических рублей. Концессия на эту дорогу дана в 1868 году г-ну Горсткину и, с помощью инженеров Задлера и Яфимовича, она построена в очень короткий срок, так что 21 декабря 1869 года открыта была уже для движения.
Местность, по которой проходит дорога, довольно ровная по Козловскому уезду и волнистая по тамбовскому уезду. На всем протяжении дороги, длиной в 68 верст, встречается три металлических моста многораскосной системы, из которых два проходят через реку Воронеж. Все станции устроены очень комфортабельно и даже изящно; пассажирские вагоны I и II классов отопляются зимой и представляют собой самые разнообразные образцы железнодорожного комфорта.
В виду усиливающегося движения по всей линии от Москвы до Саратова, участок тамбовско-козловской дороги будет в скором времени снабжен усиленным товарным подвижным составом, для которого заказано вагонов и платформ на пятьсот тысяч рублей. Кроме того, на этом участке предполагается в нынешнем году заменить дровяное отопление локомотивов каменно-угольным. Для этого каменный уголь, весьма хорошего достоинства, будет доставляться из копей гг. Рыкова и Бернарда, Рязанской губернии, Скопинского уезда, из села Повилицы. От копей до г. Скопина проводится каменно-угольная железная дорога, с которой уголь пойдет через Ряжск на Козлов и далее.
Вокзал в Тамбове построен на ярмарочной площади. где ежегодно, на 10-й неделе после светлого праздника, собиралась одна из значительных ярмарок в России. Тамбовское купечество предоставило строителям дороги право воспользоваться обширной площадью, в 500 сажень длины и 80 ширины, для возведения станционных зданий; через это станция находится в самом городе, против дворянской улицы, и значительно возвышается над зданиями Тамбова, который, впрочем, не представляет ничего замечательного ни в архитектурном, ни в историческом отношении.
Вокзал тамбовско-козловской дороги отстроен весьма изящно и внутренняя отделка его представляет даже некоторую роскошь; залы I и 11 классов отделаны в мавританском стиле, с резными колонками, с туронской мебелью и паркетными полами. Все это вместе отнимает у тамбовского вокзала форменный и скучный характер большей части наших железнодорожных станций. Даже зал третьего класса отделан очень красиво.
Со введением каменноугольного отопления локомотивов на козловско-тамбовской дороге, станционные здания в Тамбове предполагается освещать газом и надобно надеяться, что город воспользуется этим случаем, чтобы осветить газом и свои улицы, до сих пор еще не мощеные, за исключением двух: Большой и Дворянской.
Для туриста город Тамбов не представляет ничего интересного; но он важен в торговом отношении, так как в нем два раза в год собираются большие ярмарки, на которые привозят значительное количество сала, шерсти и в особенности лошадей, преимущественно крестьянских, за которых нередко платят двести и более рублей.
С проведением тамбовско-саратовской дороги, путь в наши среднеазиатские и закавказские провинции значительно сокращается, сближая среднюю Россию с производительными странами ближайшего к нам востока. Нет сомнения, что тамбовско-саратовская ветвь послужит впоследствии одним из звеньев большой железной дороги в Среднюю Азию и тамбовская станция получит со временем большее значение, находясь в центре плодородной и населенной местности.
Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 15 (119) - 10 апреля - 1871.
|