Аллан Кардек, известный шарлатан-спирит
Спиритизм и один из его поборников Аллан Кардек
Необразованные люди всех почти наций твердо и непоколебимо уверены, в возможность сношений с душами умерших, при помощи заклинаний и волшебства. Чем необразованнее человек, тем сильнее эта уверенность и ослабевает только постепенно по мере усвоения начал цивилизации. Сильнее всего вера в возможность сообщения с миром духов укоренена между дикими народами и язычество, также как и иудейство никогда, ни в какое время, не были чужды этого предрассудка.
Но и среди цивилизованных людей, находились всегда личности, не только разделявшие подобное заблуждение, но и находившиеся под его влиянием. Когда, в прошедшем столетии, в так называемый «век просвещения>, казалось верование это совершенно уже уничтожилось, нашелся человек, который снова распространил его между людьми образованными; человек этот, был Сведенборг.
Расстройство умственных способностей в форме экзальтации, как кажется, имеет несколько эпидемический характер и заразительно. Сведенборг, человек, очевидно, экзальтированный галлюцинациями, т. е. ложными ощущениями, не только был сам уверен в действительности видений ему представлявшихся, но умел своими рассказами и сочинениями убедить людей довольно образованных, которые как бы заражались от него расстройством умственных отправлений и иногда доходили до одинаковой степени болезни и страдали теми же припадками галлюцинаций.
Вслед за Сведенборгом явился Месмер, который своим животным магнетизмом породил целую толпу шарлатанов, пользовавшихся легковерием людей для своих практических целей, и целые полчища людей, которые будучи и без того склонны верить во все сверх естественное и чудесное, с появлением учения о месмеризме, при виде чудесных фокусов магнетизеров, еще более убеждались в возможности духовных сношений с воображаемым бестелесным миром.
Связь учения о магнетизме с практической медициной в руках медиков шарлатанов и приверженцы натурфилософских воззрений Шеллинга, в начале нынешнего столетия, много способствовали развитию учения о демонизме и развили искусство беснования, т. е. изображения из себя одержимых бесом.
Находились даже люди специально занимавшиеся изучением таких явлений, как например вейсенбергский медик Юстин Кернер, написавший несколько сочинений, специально посвященных описанию наблюдений как собственных, так и чужих, над проявлениями демонизма и сомнамбулизма под влиянием животного магнетизма.
В середине нынешнего столетия, тоже заблуждение или тот же обман появился уже под новым именем «спиритизма», из северной Америки; сношения с миром умерших стали производиться при помощи пишущих столов.
Затем столы эти заменились карандашом или пером в руке посредствующего лица, обладающего способностью или даром духовных сношений с невидимым миром, так называемых медиумом.
Такие медиумы, люди или наивно заблуждающиеся, или страдающие психическим расстройством, или же наконец преднамеренные шарлатаны, извлекающие материальную пользу из своих проделок над людьми суеверными, создали целую отрасль науки или вернее промышленности— психографию.
Во Франции, Германии, Англии и, к несчастью, у нас в России, образовались целыя общества, занимающиеся систематическим изучением тайн замогильного царства, беседами с давно умершими людьми и тому подобным вздором.
Не ограничиваясь воспроизведением для своего удовольствия автобиографий, портретов лиц, умерших несколько столетий тому назад, стихотворений и музыкальных произведений добрых и злых духов, спириты печатают все эти нелепости и тем, конечно, много способствуют распространению самых безумных теорий и увеличивают количество адептов, желающих сподобиться уразуметь таинственную науку сношений с духами.
В числе самых ярых распространителей спиритизма во Франции, а при помощи издаваемого им журнала и во всей Европе, был, недавно умерший в Париже скоропостижной смертью, знаменитый медиум Аллан Кардек.
Прожив 73 года, человек этот провел большую часть своей жизни в разговорах с душами умерших, прилежно записывая каждое слово и издавая в свет целые тома, служащие прямым доказательством заблуждений их автора. Перечислять сочинении Аллана Кардека, которые он выдавал за творения умерших при его посредстве, считаем излишним, да и невозможным, по причине их огромного числа.
Не имея в данную минуту возможности доказать научным путем нелепость спиритизма, мы можем повторить еще раз, что там, где только появится это учение, непременными последствиями его является сначала заблуждение, а потом и обман других. Один из самых разительных примеров такого обмана , производившегося в больших размерах, представляют проделки знаменитого графа Калиостро.
Всемирная иллюстрация, № 19 (3 мая 1869 г.)
|