По материалам периодической печати за август 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Солдаты воюют, капиталисты братаются
В газеты проникло сведение о тайной конференции воюющих стран в Швейцарии. По сообщению газет целью конференции является:
1) «немедленное заключение мира и остановка разрастающейся в Европе революции»,
2) «противодействие Стокгольмской конференции прямым соглашением между воюющими державами, особенно при участии капиталистов» («Н. Ж.» № 101.)
Итак, факт, что в то время как солдаты воюющих стран проливают кровь своих же братьев в интересах «родины» и так далее, капиталисты тех же стран братаются на своей конференции для... «остановки разрастающейся в Европе революции».
Факт, что у капиталистов на конференции не все обстоит благополучно насчет «отечества» и «чести родины, ибо, в,противном случае, зачем они собираются тайно, а не открыто, почему они боятся света?
Факт, что это не рядовые капиталисты, а крупные воротилы финансового мира, ибо они надеются путем «прямого соглашения между воюющими державами» провести «противодействие Стокгольмской конференции», выработать условия мира и пр.
Мы спрашиваем:
1) Известно ли «патриотам» всех стран и, прежде всего, России, что капиталисты воюющих стран, собравшись на своей тайной конференции, «предают родину», вырабатывая условия мира в самый разгар схваток на фронтах?
2) Известно ли им, что это «преступное» братание капиталистов может «развращающе» повлиять на истекающих кровью солдат?
3) И, если все это известно им, почему не объявляют их «изменниками»?
На запрос Ор. Сноудена в палате общин Бонар Лоу сообщил, что официально правительство не было поставлено в известность относительно этой конференции капиталистов» («Н. Ж.»).
«В этом же роде дан был ответ французским социалистам во французском парламенте» («Н. Ж.»).
«Официально правительство не было поставлено в известность»...
Ну, а неофициально все-таки знали об этом английское и французское правительства? Очевидно, да. Ибо, по сообщению «Стандарт», «возможно официальное соглашение».
Мы спрашиваем:
1) Известно ли Временному Правительству, что наши союзники неофициально (совсем неофициально!) затеяли братание немецких, английских, французских (и русских?) капиталистов за спиной своих парламентов и, быть может, без ведома русского правительства?
2) И, если это известно, не думает ли оно, что это не совсем... «корректно» со стороны союзников, особенно теперь, когда в интересах «единства фронта» и поддержки союзников десятками расстреливаются солдаты на фронте, миллионы солдат посылаются в бой и т. д.?
Или, быть может, Правительство не осведомлено об этом официально, хотя и вполне солидарно с братающимися капиталистами в их борьбе с «разрастающейся революцией в Европе»?
Что могут нам сообщить по этому поводу гг. «оборонцы», выражающие доверие Временному Правительству?
Одно во всяком случае ясно.
В то время как солдаты льют кровь, отдавая свою жизнь грабительской войне, капиталисты воюющих стран устраивают братание для дележа захваченных земель, вырабатывая новые тайные договоры.
Пусть запомнят это рабочие и солдаты и сделают из него соответствующие выводы.
Не менее ясно и то, что по признанию самих же капиталистов «революция в Европе разрастается» на страх врагам рабочих всех стран.
Благодарим гг. капиталистов за признание факта.
Рабочие сделают все возможное для того, чтобы «разрастающаяся революция» росла и впредь.
Г. Зиновьев
Обзор печати
«Без аннексий, без контрибуций!»
Этот лозунг относится к числу тех, которые исчезли из платформы «объединенной демократии» на Московском Совещании.
Исчез лозунг! Утеряна весьма существенная часть оборонческого «туалета», но оборонцы делают вид, что конфуза никакого не приключилось.
«Рабочая Газета» утверждает, что
«Вр. Правительство на Московском Совещании могло еще раз убедиться, что объединенная российская демократия, категорически отвергая сепаратный мир, твердо стоит на провозглашенной Советом Р. и С. Депутатов, а потом и самим Вр. Правительством мирной платформе».
Наши шейдемановцы забывают только одну мелочь: что само Вр. Правительство далеко не твердо стоит на провозглашенной Советом мирной платформе (дела давно минувших дней!). В последней декларации Вр. Правительства—ни слова о мире без аннексий (капиталисты поиграли обещаниями, а в удобный момент надули!), в последней декларации «объединенной демократии» — ни звука о мире без аннексий (мелкобуржуазные политики надавали обещаний, а теперь пятятся, увертываются!).
«Твердо» лакействующими оборонцами очень довольно «Новое Время», «с удовольствием» видящее, что «в их декларации» отсутствует
«та формула, которая так бесконечно нам опротивела за последние месяцы. Еще в апреле нельзя было пройти по городу двух кварталов, чтобы не услыхать разговоров о „без аннексий и контрибуций". Эта формула в буквальном смысле подавляла собой всю русскую жизнь. Никакое выступление Совета Рабочих Депутатов без этих сакраментальных слов не представлялось даже мыслимым. В московской декларации их нет».
Полная солидарность советского большинства с политикой империалистского разбоя и затягивания войны дает свои плоды. Это обнаруживает «скромное» замечание, которое находим в «Известиях».
Можно считать, что совещание стояло на национальной почве, ибо все понимали, что бесцельно было бы ликвидировать войну на слабой ноте. В связи с этим на Совещании не отрицалась возможность зимней кампании.
От «национальной почвы» к зимней кампании... Что подумают об этом солдаты? Что скажут они о «социалистах», помогающих затягивать войну без конца, о «социалистах», которые стоят за мир... с собственной буржуазией, о «социалистах», которых буржуазия «аннексировала», заставив их заплатить ей «контрибуцию»... головами членов партии революционного пролетариата?
Миротворческие речи
В № 1 «Известий Стокгольмского Интернационального Бюро С. Р. и С. Д.» напечатана статьи «О чем говорят», констатирующая, что
ни под каким иным знаменем не может теперь выступить политическая партия, как под знаменем мира. И даже империалисты, виновники войны, лицемерно отдают дань тяге народа к миру. И вот мы слышим уже новые речи. Империалисты всех стран, не на шутку было встревоженные, овладевают понемногу собой и положением. Лучший признак этого — речистость их лидеров и министров.
Империалистские вожди пускают народу пыль в глаза, болтая о мире, играя словом «мир». Оборонцы и наступлении из «социалистических» перебежчиков заседают вместе с ними в министерствах, принимают участие в обмане масс. Империалисты и социал-перебежчики от времени до времени меняются ролями: то империалисты работают штыком, а социал-перебежчики языком (обещают мир в Стокгольме!), то социал-перебежчики работают штыком (ведут наступление!), а империалисты работают языком (обещают мир после решительной победы).
«Стокгольмские Известия» так оценивают положение:
Так вышиваются узоры мирных революций и контрреволюций, мирных блоков и переговоров на померкшем фоне. Так 4-я зимняя кампания подготовляется под шумок миротворческих речей.
Кратковременное торжество
Всего три дня тому назад «Известия» трубили о «торжестве демократии».
Сегодня передовица их признает, что «положение очень опасно».
Мы видим, как атака на все позиции революции повелась по всему фронту. Здесь в тылу г. Милюков и иже с ним открыли явный поход против Вр. Правительства, сосредоточивая все свои удары на А. Ф. Керенском, там на фронте усилилась работа по разрушению оплота революции, демократической организации армии. Враги революции не останавливаются ни перед чем. «Слуги реакции не краснобаи» — это известно со времени Лассаля.
Учитесь, «неопытные»!
«Речь» науськивает на борьбу с «анархией»
Позорное бегство полков на румынском фронте, подвиги казанского гарнизона — все это явления одного порядка, все это поддерживается и питается анархистскими началами, а решительную борьбу с ними революционная демократия боится вести из страха потерять завоевания революции и вызвать контрреволюцию.
Правда, Центр. Исполн. Комитет румынского фронта протестует против
«безответственной травли солдат»: «в сообщениях Ставки нет действительного отражения боев».
Тем не менее «Речь» опирается на подтасовки контрреволюционных «осведомителей», чтобы подбодрить «революционную демократию», трогательно признавшуюся в своей неопытности по части борьбы с «левой опасностью», на решительную борьбу.
Гражданин Церетели, вчера поднявший в Совете руку за смертную казнь, показывает, что он, не теряя времени, «учится» у опытных палачей, у заплечных дел мастеров милюковской марки.
«Обвинительные» пошлости
«Новая Жизнь», полагающая, что обвинением соц.-дем. рабочей партии называется объединение шести страниц газетной бумаги с оборонческим извращением классового рабочего движения, продолжает свои жалобы:
Большевики заявили и заявляют, что не имеют ни малейшего желания идти на обвинительный съезд. Самый факт встречи на съезде с меньшевиками -оборонцами им кажется таким громадным преступлением, что во имя избежания этой неприятности они отказываются от борьбы на съезде за те пролетарские организации, которые, не являясь оборонческими, в то же время хотят быть организациями только соц.-демократическими, не большевистскими и не меньшевистскими.
Что такое съезд по мнению «Нов. Жизни»? Это видите ли — встреча! «Нов. Жизнь» готова встретиться со всяким, а у б-ков скверный характер: не хотят встречаться с оборонцами!
Нет, господа: не встретиться вы идете, а работать совместно с оборонцами, вырабатывать такую политику, которая бы удовлетворила и вас и их.
Бороться за пролетарские не оборонческие организации нужно, разъясняя им, что социал-демократической может быть только партия, изгнавшая из своей среды буржуазных агентов, каковыми, по выражению немецких левых, являются соц.-патриоты.
Препятствием к объединению всех интернационалистов является блок части их с агентами буржуазии— Церетели, Даном, Либером и Ко. Те, кто согласны на такой блок, раскалывают интернационалистскую партию, каких бы обвинительных они ни говорили фраз.
Еще по теме
|