ПЕТРОГРАД, 9-го мая.
Манифест гетмана Скоропадского, отменившего все распоряжения бывшего украинского правительства и «временного российского правительства», в социально-политическом отношении является полным восстановлением дореволюционного правового строя. Восстановлены в полной мере права частной собственности и полная свобода по составлению купчих для купли-продажи земли. Восстановлена полная свобода торговли и открыт широкий простор частной предприимчивости и торговле.
Опубликованные Скоропадским основные законы Украины передают всю полноту власти в Украине гетману: он утверждает законы, назначает и увольняет министров, командует артией и флотом, объявляет местности на военном положении, руководит всей внешней политикой и т. д. Словом, украинский гетман делает то, что делал в недавнее время российский император, и основные законы Украины говорят лишь о полной реставрации монархического принципа в «самостийной Украине».
Насколько реставрация монархии в Украине соответствовала затаенным мечтаниям крупных земельных собственников, об этом говорить не стоит. Бурные аплодисменты, которыми сопровождались на киевском съезде хлеборобов призывы свергнуть социалистов, с достаточной яркостью подчеркивают всю ту ненависть, которую переживают крупные земельные собственники по отношению к своим политическим противникам, покусившимся на «священное право» земельной собственности. Но реставрация дореволюционного строя в Украине соответствовала выяснившимся с достаточной определенностью планам Германии. Под предлогом «водворения порядка» хищнически разграбляя народные богатства Украины и ставя украинское крестьянство своими беспощадными реквизициями в невыносимое положение, немецкие генералы нашли естественное сочувствие в поддержку в тех слоях украинского общества, которые с ненавистью относились ко всем завоеваниям революции и, прикрываясь «недовольством крестьян», с помощью германского штыка реставрировали монархию на Украине.
То, что произошло в настоящее время на Украине, не является непредвиденной случайностью, обусловленной катастрофическим стечением обстоятельств, Украинская реставрация является лишь одним из звеньев той цепи, которая все туже и больнее стягивается на истерзанном теле России после заключения брестского мира. За Украиной последует Прибалтика, Финляндия,—все отдельные члены когда-то живого тела России.
Грозным предостережением украинские события служат и для правящих кругов большевизма. То, что произошло в Украине, может произойти и в Великороссии. Советские марионетки, с таким успехом толкнувшие брестским договором страну в объятия германского империализма, являются теперь излишними. Остатки большевистского влияния в массах начинают мешать германским планам и нет никакой уверенности, что, имея в своем распоряжения реальную силу, немцы не произведут реставрации не только в Киеве, но и в Москве.
Украинские события — это последний сигнал о надвигающейся гибели на русскую революцию. И, если в трагический час гибели Украины, не оккупированные части России не вступят на путь национально-государственного возрождения России, то восстановление старого режима во всей России неизбежно. По-видимому, эта мысль начинает уясняться и для советских кругов. По телеграфным сведениям вечерних газет, в советских кругах начинают уже говорить о возможности перерыва дипломатических сношений с центральными державами. Но вопрос о необходимости какого-либо компромисса с партиями, стоящими правее, не поднимается в большевистских сферах. Большевистская власть, доказавшая свою полную непригодность для выполнения основной задачи — спасения и возрождения страны не может, конечно, вступать в какие-либо компромиссы социалистическим партиями, требующими отказа от гибельной тактики безответственного самовластия. Но и социалистические партии не могут вступать в компромисс с большевиками, ибо сближение с большевистской властью возможно лишь при условии капитуляции большевизма пред демократией.
Предостережение дано, и ближайшее время покажет, воспользуется ли украинским уроком наша страна.
Дело народа 1918, № 037 (9 мая (26 апр.)). - 1918.
На Украине
До Учредительного Собрания
Германская радиотелеграмма от 7-го мая сообщает, что исполняющий обязанности украинского министра-председателя принял представителей печати и заявил им, что одной из главных задач вновь образованного кабинета является подготовка к созыву Учредительного Собрания, которое должно решить вопрос о парламентарном строе Украины и выработать положения его.
Основные законы, опубликованные в первом манифесте гетмана, сохраняют силу только до открытия Учредительного Собрания. Опубликование этих законов вызвано желанием направить деятельность гетмана по определенному правовому пути.
В заключение германское радио сообщает, со слов министра-председателя Украины, что подготовляется пересмотр избирательного закона в Учредительное Собрание, и что выборы в него будут происходить уже по новому закону.
Разгон первомайской демонстрации
Бюро печати при совете народных комиссаров телеграфирует из Курска:
«По словам прибывших из Киева обходным путем крестьян, намерение некоторых социалистических групп устроить в Киеве празднование 1-го мая было запрещено приказом генерала Эйхгорна. Тем не менее, немногочисленные группы рабочих и бывших солдат вышли на улицу и пытались устроить демонстрацию, но были разогнаны немецкими солдатами. Есть жертвы».
Мнение Франции
Париж, 7-го мая. Произведенный в Украине переворот встречает в парижских политических кругах однородную оценку, которая формулируется словами:
«Германия только что совершила в Киеве один из таких актов, которые для нее так характерны и в которых она лишний раз показала свое пренебрежение к правам слабых наций».
— Нам нечего жалеть, — говорит «Матэн», — украинскую Раду, сыгравшую такую жалкую роль и предавшую интересы славянства, — но в том, что случилось на Украине, мы видим новое свидетельство захватных проектов Германии.
Киевские события не находятся в связи с распространившимися слухами о восстановлении монархии. Как в Петрограде, так и в Киеве, Германия, хотя и различными способами, домогается замещения существующих властей другими властями.
Германское сообщение
Германцами выпущено следующее официальное сообщение о перевороте на Украине:
«Рада, составившаяся здесь фантастическим образом мышления, совершенно не стоявшая на реальной почве, вместо того, чтобы работать, как законодательная корпорация, добивалась власти, результатом чего являются поток слов и полное отсутствие дела, что мешало киевской власти в осуществлении ее задач, а следовательно, и административным органам в плодотворной работе.
Неоднократно германский посол в Киеве предлагал премьеру Голубовичу, чтобы были ускорены переговоры и были приняты меры к усилению авторитета правительства. Результаты оказались равными нулю. Вместо энергичных мероприятий следовали пустые слова. Стараясь восстановить порядок в стране, германское командование в согласии с германским послом издало б апреля 1918 г. известный приказ по засеву полей, о чем был поставлен в известность и премьер Голубович. Несмотря на то, что приказ был записан в мягких тонах, он вызвал бурное заседание рады, открыто высказавшееся о необходимости изгнания германцев из страны.
Желая остаться вполне лояльным, германский посол имел еще одну беседу 23—24 апреля с премьером Голубовичем, во время которой он предложил образовать новый национальный кабинет. Но все оставалось по-старому.
25 апреля положение еще более обострилось, вследствие ареста банкира Доброго. Этот факт являлся провокационным, имевшим целью возбудить элементы, работающие в согласии с представителями германского правительства. На последовавшее заявление с германской стороны об освобождении Доброго не было обращено никакого внимания. Известно, что во время этого ареста германские войска обеззаконили раду, что это произошло помимо воли и желания верховного командования и является незаконным действием. После дела Доброго стало известно, что правительство не способно к плодотворной работе.
Этим правительственным кризисом воспользовался генерал Скоропадский, который и был избран гетманом съездом хлеборобов 29 апреля. В то время как социалистические партии не могли прийти ни к какому решению, генерал Скоропадский проявил себя человеком дела, и только такой в настоящем положении и может рассчитывать на успех. По мнению германского правительства, задачей новой власти является образование работоспособного совета министров.
Политическая программа новой власти приблизительно следующая: точное выполнение брестского договора, свободная самостоятельная Украина, демократические основы будут сокращены. Восстанавливается право собственности, при естественном сокращении крупного землевладения. Не должно быть партийного правительства, а только объединяющее вокруг себя все элементы, работающие на благо Украины.
В проведении этой программы германское правительство будет поддерживать новую украинскую власть, оно будет помогать ей в совместной добровольной работе, защищать ее и бороться всеми имеющимися в его распоряжении средствами, с попытками восстановления старой власти и возвращения к прежнему шаткому, не имеющему под собой почвы положению».
"Заря России", №16, 10 мая (27 апреля) 1918 г.
В палате общин об Украине
ЛОНДОН, 15 мая. (ПТА). В палате общин Кинг запросил министра иностранных дел известно ли ему о перевороте на Украине, что генерал Эйхгорн разогнал Раду и поставил во главе правления представителей октябристской партии, которые издали манифест, проникнутый угодническим духом по отношению к центральный империям и аннулирующий связь с союзниками, и воспользуются ли союзники удобным случаем, если таковой представится, для восстановления на Украине попранного права самоопределения.
Бальфур ответил:
«я узнал об украинских событиях из газет. Британское правительство, конечно, сделает все от него зависящее, чтобы расстроить германские планы на Украине и повсюду, где только они проводятся».
Отвечая, затем, на ряд вопросов по поводу мирного предложения со стороны австрийского императора, Бальфур заявил:
«я уже говорил, что, по мнению правительства, не в интересах общества обсуждать этот предмет в форме вопроса. Я также обещал осведомить немедленно Палату о всяком официальном заявлении французского правительства, которое в данный момент занято рассмотрением вопроса».
Ли заметил, не хочет ли Больфур дать этим понять, что британский народ не имеет право на получение сведений, ведущих к решению особо важного характера.
«Нет,—ответил Бальфур. Я хочу сказать что не в интересах общества обсуждать возникшее обстоятельство в форме вопроса».
Аутайт спросил, подтверждает или отрицает Бальфур заявление, появившееся во французской прессе, что премьер-министр поддерживал предложение, сделанное императором Карлом, как дающее основания для мирных переговоров. Бальфур повторил, что не в интересах общества обсуждать дела в форме вопросов и ответов.
Раздел сфер влияния
ЖЕНЕВА, 15 мая. (ПТА). Венгерская газ. «Аз-Эст» сообщает, что австрийские интересы распространяются на область Екатеринославской, Херсонской и Подольской губерний; вся остальная часть Украины находится в сфере владычества Германии.
Выполнение всех требований Германии
«Вечерняя Жизнь» сообщает, что в течение последних суток в советских кругах кипит усиленная работа. В Кремле происходят беспрерывные совещания. Состоявшееся в ночь на сегодня совещание длилось до утра. Постановлено было выполнить все требования германского правительства и команд на восточном фронте, дабы не дать повода к провокационным выходкам.
Новые ультиматумы
«Вечерние Вести» сообщают, что известия о событиях на Украине произвели в совете нар. комис. исключительное впечатление. Это впечатление еще более усилилось тем, что одновременно с вестью о киевском перевороте советской власти стало известно о радикальном перевороте в курсе всей германской внешней политики и о новых требованиях, предъявляемых гр. Мирбахом советской власти. Требования эти носят весьма тяжелый и ультимативный характер. Некоторые члены совета нар. комис. подчеркивают, что гетман Скоропадский ни в одном из опубликованных документов не говорит о мире с Великороссией. Из этого в советских кругах заключают, что новое украинское правительство не намерено вести мирных переговоров с советом народных комиссаров или, во всяком случае, будет действовать по точным директивам Германии.
Переговоры социалистов с немцами
Представители всех социалистических партий на Украине обратились к местному высшему немецкому командованию с указанием, что переворот на Украине может привести к чрезвычайно тяжелым последствиям и вызвать реакцию во всех слоях и группах демократии. Между тем, уже намечалось естественное коренное преобразование украинской власти, и центральная рада решила передать власть правительству, составленному из представителей различных партий и групп.
Представитель германского командования ген. Кремер ответил, что возвращение центральной рады к власти невозможно. Гетманство признано германской центральной властью и должно остаться существовать. Однако, заявляет ген. Кремер, было бы огромным заблуждением видеть в этом возвращение к монархическому принципу. Украина осталась и должна остаться самостоятельной республикой. Гетману указано, что политика новой власти должна быть только деловой, и что желательно включение в состав правительства социалистов. Новое правительство должно выработать основные пункты украинской конституции, взамен основных законов, опубликованных гетманом.
Дело народа 1918, № 038 (10 мая (27 апр.)). - 1918.
Торговый договор с центральными державами
«Киевская Мысль» сообщает следующие подробности о торговом договоре Украины с центральными державами.
Заключившее этот договор правительство Рады скрывало его от печати. Однако, текст договора оказался напечатанным в полученных в Киеве немецких газетах.
Договор заключен по 1 июля 1918 г., и состоит из ряда отдельных соглашений, самое существенное из которых— соглашение о хлебных злаках, кормовых средствах и посевных семенах.
Для Австро-Венгрии до 31-го июля сего 1918 года, Украина обязалась поставить 30 1/2 миллионов пудов хлеба (как известно, между Австро-Венгрией и Германией состоялось соглашение, по которому они получают одинаковое количество продуктов). В договоре оговорено, какое количество хлеба должно быть доставлено в каждый отдельный месяц.
В связи с выполнением договора отменяется закон вр. правительства о хлебной монополии и восстанавливается частная торговля хлебом, как оптом, так и в розницу, но на определенных условиях, которые будет выполнять государственное хлебное бюро. В состав бюро входят представители сельскохозяйственных бирж, арендаторы, владельцы мельниц, и сельско-хоз. кооперативы.
Следующие соглашения—о поставке яиц (несколько сот миллионов до 31-го июля 1918 г.) и скота.
Если украинскому правительству не удастся доставлять ежемесячно обусловленное количество хлеба, скота и мяса, то германо-австро-венгерскому экономическому органу предоставлено право производить закупку продуктов через своих агентов.
Что касается металлов, то до 31-го июля 1918 г. Украина должна поставить 87.500.000 пудов железа. Принят также во внимание вывоз марганцевых руд.
По поводу всех своих обязательств украинским правительством высказаны заявления о поставке центральными державами промышленных изделий. Прежде всего принята во внимание поставка сельскохозяйственных орудий, на получении которых украинское правительство особенно настаивало.
Затем украинскому правительству дана надежда на получение тех промышленных предметов, которые центральные державы в состоянии отдать, не нарушая своих собственных интересов.
Товарообмен между центральными державами и Украиной до 31-го июля 1918 г. будет происходить под знаком широко распространенного принципа государственной монополии, провести которую намеревается украинское правительство.
Торговым договором установлен до 31-го июля 1918 г. курс: одна крона равна 50 копейкам.
Дело народа 1918, № 042 (15 (2) мая). - 1918.
Еще по теме
|