В Советской России
Смех сквозь слезы в Советской России
Большевики всегда серьезны, угрюмы. Финляндские участники мирных переговоров в Дерпте, сами представители серьезного, пожалуй даже угрюмого народа, даже они не могли не обратить внимания на отсутствие смеха среди большевистских делегатов, которым даже улыбка остается чуждой. Но русский народ, голод и большевистский бич хоть и отучили его от здорового жизнерадостного смеха, не потерял способности смеяться сквозь слезы. И не его вина, если этот смех отзывается полынью.
Поезда в Совдепии представляют собой пеструю картину. Забитые в кучу, сидят рядом рабочие, солдаты, советские сановники, бабы вперемешку, но все с унылыми желтыми лицами. Все молча переносят «удобства» советского поезда, все же лучше ехать в поезде, чем тащиться пешком, как это должен делать человек без «советских привилегий». Никто не скажет лишнего слова, а случись, что все-таки такое слово сорвется с языка, все боязливо в недоверчиво оглядываются по сторонам: не услыхал кто-нибудь из «них», из «кожаных». Потом опять наступает гробовое молчание. «Россия молчит на всех языках», как когда-то уже сказал Шевченко.
Но наступает темнота. Свечей в вагоне нет. Пестрая картина исчезает, почернело. И вот через некоторое время — словоохотлив русский человек тощим желудком — раздается голос. Теперь не надо больше опасливо оглядываться, мало кто мог слово сказать в темном вагоне. Рассказывает «историю», «анекдотец». А потом уже идут из всех углов такие же «истории» и «анекдотцы», и все на одну тему, истинную злобу дня.
Мы постараемся рассказать здесь несколько таких анекдотов, которыми коротает русский человек свой темный, холодный и — уф — больно уж долгий путь по советской железной дороге.
Сокращенный советско-русский язык
Р. С. Ф. С. Р. — «Русская совершенно фантастическая спекулятивная республика» — или «русскому сняли фуражку, снимут и рубашку» или... много существует толков этих ненавистных русскому человеку инициалов, всех не перескажешь.
В. С. Н. X. (Всероссийский Совет Народного Хозяйства) читается: «воруй скорей, нет хозяйки».
***
А что такое «Содком»?
Рассказывает, что большевики спросили Максима Горького, отчего женщины в его кругах (интеллигенция и артистического мира) так «шикарно» одеты, в шляпах и пр.
А Горький им будто ответил:
— Ведь они далеко не так шикарно одеты, как любая из ваших «содком» (содержанок комиссара).
С тех пор к этим барышням — товарищам пристало это сокращение, перешедшее потом в общеупотребительное.
***
Троцкий входит в кабинет Ленина: Ленин поднимает голову с новейшего декрета и спрашивает:
«Кадэ» (как дела)?
Троцкий в ответ:
«Пук» (поляки у Киева).
Ленин:
«Чичеп» (чтоб их черт побрал).
Троцкий:
«Эсэс» (совершенно согласен).
***
Отчего у царских, думских и советских денег различная цена?
На это отвечает многоопытный татарин, еще не примкнувший, конечно, к татарской советской республике:
«на советских деньгах нет ни хозяина, ни дома - следовательно деньги плохие.
На думских деньгах — дом, а хозяина нет, эти деньги немного лучше».
Но на царских деньгах есть и хозяин и дом, значит—единственные настоящие деньги.
В цирке
В Москве еще кое что уцелело, чего в Питере не отыщешь с фонарем. Там подвизаются до сих пор два знаменитых клоуна: Бим и Бом. Но они сидят больше в тюрьме, чем в цирке, однако любимцы публики не унывают. Выпустят их, они снова штуку выкинуть.
Бим и Бом совершают обход через сцену. Они переезжают на новую квартиру. У Бома портреты Ленина и Троцкого «на шее». Бим спрашивает (указывая на портреты):
«А с этими что делать?»
На это Бом:
«Одного повесить, другого к стенке приставить».
Этот выход едва не кончился трагично для неунывающих шутников. Красногвардейцы хотели покончить с ними на месте преступления, и только энергичное вмешательство публики, заступившейся за своих любимцев, спасло им жизнь. Они были приговорены к продолжительным принудительным работам.
Выпущенные на свободу, они дебютировали со следующей шуткой.
Бим является на сцене, засунув руки в карманы, с поленом дров, болтающимся, у него на шее. За ним плетется Бом с громадным туго набитым мешком на спине.
Публика их спрашивает, откуда они идут. Оказывается, что Бим только что получил дрова, полагающиеся гражданину Р. С. Ф. С. Р. на зиму, а Бом тащит в мешке «бумаги», нужные для получения этого зимнего запаса дров.
Свобода печати
Молодой красный журналист вбегает в общество товарищей:
«товарищи, товарищи, знаете последнюю, новость?».
«Скоро будет введена свобода печати. У нас на курсах красных журналистов ввели предмет «полемика». Так с кем же нам полемизировать, если нет газет, кроме советских?»
Он прав
— «Отчего Вы не читаете газет?»
— «На что мне читать газеты, если в «Правде» нет известий, а в «Известиях» нет правды?»
***
Когда-то Бог послал Моисея в Россию, чтобы посмотреть, отчего оттуда раздается такой вопль.
Вернувшись к Богу, Моисей доложил:
«Как им не вопить? Царь держит всю власть в своих руках и безжалостно притесняет народ» .
Через некоторое время вопль из России усиливается, и Бог отправляет св. Петра, чтобы разузнать в чем дело, и этот посланец, вернувшись к Богу, доносит:
«Россия погибла. Народ сам взял всю власть в свои руки.»
Новая профессия
— «Ваша должность, товарищ?»
— «Я —толкач.»
— Понимаю, Вы, значит, вагоны толкаете. Но тогда объясните мне пожалуйста, почему Вы все шляетесь по разным канцеляриям советских учреждений?»
— «Ах Вы, товарищ. Разве теперь такое время, чтобы вагоны толкать? Это при царском режиме я вагоны толкал. А теперь, вон, бумаги толкаю. Они странствуют из одной канцелярии в другую, смотри и залежатся где-нибудь. Ну, так вот я и толкач, чтобы не залеживались. Это и есть моя должность. Толкач я и все. —
М.
Руль, №8, 25 ноября 1920 г.
Еще по теме
|