Служащим советской России от служащего
Был октябрь. На фронте, далекие от происходящих в Москве, Петрограде, во всей России событий, две недели сидели мы без газет, без писем. Ничего не знали. Потом появились первые газеты. Писали «Восстание большевиков», «все служащие в знак протеста покинули работы». Мы, молодые люди, доверчивые, начитавшись таких сообщений, были тоже убеждены, «что большевики губят Россию».
После Брестского мира, уже в Москве, летом и осенью прошлого года, я все старался понять, кто такие большевики. Хотят ли они блага, равенства всем людям—или это «шайка разбойников».
Безобразия «представителей Советской власти» на местах, гонения на местах, гонения на отдельные слои населения—не дали мне возможности отнестись беспристрастно к Советской власти. Сам я был пострадавшим. Затем полоса красного террора прекратилась. Власть стала мягче. Стало легче судить о Советской власти более беспристрастно.
И вот, что ясно теперь:
1. Что советская власть всеми силами стремится прекратить гражданскую войну, но не ценой собственной гибели, не ценой уничтожения всех своих достижений.
2. Что Советская власть всеми силами стремится наладить хозяйственную жизнь страны.
3. Что советская власть спотыкается во многих своих начинаниях вследствие злостного и ничем не обоснованного саботажа своих служащих.
Служащие, те которые до октября 1917 года, служа на жалованье у предпринимателя налаживали транспорт, производство, распределение продуктов производства и всю остальную жизнь страны, теперь, служа на жалованье у республики считают своим долгом ничего не делать, считают неприличным работать на совесть, помогая этим Советской власти.
Считается модным «быть против Советской власти». Пора бросить это. Пора подумать, довольно распространять грязные сплетни. Нет, не было правительства, не делавшего ошибок. Не было правительства, отдельные агенты которого не превышали своей власти, не позволяли себе гнусных, бесстыдных поступков. Нельзя из-за них винить всю Советскую власть—она в этом не виновата. Наоборот, вы видите, что ревизии, посылаемые на места, что вся политика Советской власти ведет к искоренению «комиссарчиков - самодурчиков». Их звание «комиссара» не спасает от наказания.
Подумайте о том, что жизнь без ошибок невозможна, что в новом деле, новом, небывалом в истории устройстве они тем более возможны, что Советская власть признает свои ошибки, стремится их искоренить и искореняет, а вы должны признать, что Советская власть—не разрушающая, а созидающая новую жизнь, и потому разрушающая старую.
Помогите же Советской власти. Проявите то, что у вас есть, что вы знаете, что можете, и вы сделаете очень много. Не сидите сами, сложа руки, тормозя дело, и не вините в этом Советскую власть. Работайте вы, которые не были лавочниками, спекулянтами, и жизнь сразу сдвинется.
Из жизни выкинуты лишь те, кто ничего не делал. Лучше, легче работать и служить самому себе, чем «хозяину», который почему-то может зарабатывать сотни тысяч, а служащему дает 50—60 рублей и считает, что «ему дает работу».
Пусть эти сотни тысяч идут государству, а не одному человеку. Будьте же работниками, а не саботажниками. Вы наладите жизнь своей работой, вы будете настоящими гражданами Советской республики, вы будете выбирать в Советы, будете влиять на направление нашей политики. Будет все, в чем такой недостаток теперь. Сознательные рабочие исполняют свой долг, несознательных заставят; вы должны выполнить свой долг.
Все: инженеры, техники, архитекторы, бухгалтеры, приказчики, конторщики, агрономы и все остальные служащие, —работайте так хотя бы, как работали раньше для «хозяина». Не бейте сами себя по шее, не устраивайте своими руками голод, разруху, от которых гибнут ваши же семьи.
Забудьте про Колчака, который даст вам мир, спокойствие, учредительное собрание. Помните про Колчака, которого встречают, как царя, который «бьет по мордам» своих солдат, который не оставит вас в покое, а мобилизует нас всех для борьбы и усмирения крестьян и рабочих!
Он напустит в Россию и немцев, и англичан, и французов, и американцев, которые оставя вам лишь жалкие крохи от своего пира, которые, может быть, быстрее, чем мы сами, создадут и восстановят наше видимое благополучие, но которые за это будут драть с нас семь шкур.
Поймите всю злость, всю мстительность и цепкость буржуазии, и вы поймете, на чьей вы стороне должны стоять, кому помогать: Советской ли России, или Колчаку.
Поймете, кто вам враг,—Ленин или Колчак, вы сами или Колчак. Кто вам друг—вы сами и советская власть или Колчак.
Гришин.
(М. Правда).
Красный Север 1919 № 027, 3 июня
|