
Заграничные мелочи
Слоны и их значение в Сиаме и Камбодже
Однажды, посланник короля сиамского расхваливал королю Голконды могущество своего государя.—
„Да,—отвечал ему король Голгонды,—правда твоя, владения короля сиамского обширнее моих, но я властелин людей, а он—лесов, слонов и москитов".
Действительно, большая половина Сиамского королевства состоит из непроходимых лесов, страшно вредных для здоровья. Даже туземцы боятся селиться в них, что же касается европейцев, то им достаточно провести одну ночь в лесу, чтобы заполучить страшную болезнь, известную под именем „лесной лихорадки". Но если эти леса вредны для людей, зато они в изобилии населены дикими животными разного рода, из которых первое место принадлежит слону, достигающему здесь 13 футов вышины.
Сиам и Камбоджа — единственные страны, где можно встретить стада слонов. Слон пользуется большим почетом в стране: его изображение можно видеть на национальном знамени и на монетах. Нет ни одного праздника в Бангкоке,—а они многочисленны, чтобы в кортеже не участвовали богато убранные слоны. Королевские дети ежедневно катаются на слонах, на спинах которых укреплено нечто вроде золоченой клетки.
Внутри страны, во время сезона дождей, дороги делаются непроходимыми, — вот тогда-то слоны играют важную роль для передвижений. Но путешествие на спине слона не из приятных: путешественник испытывает всю дорогу настоящую морскую болезнь, особенно когда слон пускается рысью или галопом.
Из диких слонов на человека нападают только одиночки, живущие же стадами опасны только для охотников.
В Сиаме, около прежней столицы, разрушенной в прошлом столетии, есть лабиринт, образованный из толстейших стволов индейского дуба.
Этот лабиринт, очень узкий в одном конце, мало-помалу расширяется и около леса достигает 2-х километров.
Когда сиамский король приезжает на охоту, то поступают так: в лес загоняют обручневших самок-слонов, и потом сторожа трубят в рога. Привычные к этому сигналу самки бегут, а за ними следуют дикие слоны-самцы. Когда же они замечают опасность, то вернуться назад из лабиринта нет возможности. Этого момента ждут охотники. Они пропускают самок за загородку, а самцов стараются поймать. Дело это очень опасное, так как слоны, защищаясь, свирепеют; для ловли их обыкновенно употребляют невольников.
Пленных животных привязывают к столбу, а потом, когда они успокоятся, кормят их лакомствами, обращаются ласково и скоро их приручают.
У сиамского короля живет множество слонов в особых помещениях, и целая армия невольников занята срезыванием необходимой для их пропитания травы. В большинстве случаев для этого назначаются преступники, и дело это считается за каторжную работу.
Охота на слонов предназначается для короля, потому, что все слоны в королевстве принадлежать ему.
Конечно, есть и там браконьеры, охотящиеся на слонов различными способами из-за слоновой кости. Два или три раза в год европейцы, живущие в Камбодже, устраивают большую охоту на слонов, которая всегда бывает очень удачна.
В Бангкоке, в королевском дворце есть особое помещение для знаменитых белых слонов.
Когда кто-нибудь поймает белого слона, то во всем королевстве назначаются большие празднества. Священное животное с большим почетом приводится во дворец.
Король, окруженный своим семейством и первыми чинами двора, сидя на троне, ожидает белого слона и принимает его с такими почестями, какие воздаются членам королевской фамилии. Слону отводится во дворце особое помещение и назначается целый штат прислуги. Того, кто поймал белого слона, возводят вместе с семейством в дворянство.
Несколько лет тому назад, весь Сиам был в горе: последний белый слон издыхал, а нового не было. По всем лесам были разосланы охотники. Но вот разнеслась весть о поимке белого слона, и во всем королевстве назначены были празднества, продолжавшиеся три месяца.
В настоящее время помещение, где живут белые слоны, в упадке, слуги не так усердны, и можно с уверенностью сказать, что культ белого слона отживает.
Московский листок , Иллюстрированное приложение № 6, 6 февраля 1900 г.
|