«Недавно сообщалось, что вольные казаки Петлюры соединились с армией Деникина и ведут совместное наступление против большевиков.
Не придавая серьезного значении этому малоправдоподобному сообщению, я хочу, однако, познакомить читателя с этой авантюристической фигурой нынешнего властителя самостийных дум, мало известной читателям-сибирякам.
Как сейчас помню Петлюру. Маленький, из породы так называемых плюгавеньких людей, слащаво улыбающийся, с хитрыми глазами, он в первые дни революции подвизался в Минске и сразу обращал на себя внимание своей огромной высокой шляпой "панамой".
До революции Петлюра был «земгусаром», носил широчайшие «галифе», «френч» и всяческие воинские доспехи. Должность в земском союзе Западного фронта он занимал скромную, но питательную—«ведал» столовыми в тылу армии.
Необычайно почтительный к земначальству, всегда услужливый и горячий патриот (конечно, русский) юркий Петлюра иногда споет, иногда станцует на вечеринке у начальства. Все это помогало.
Проходя свой служебный стаж чуть ли не от помощника бухгалтера, Петлюра в конце концов стал уполномоченным земского союза. Помогла ему в этом протекция некоего зем-генерала Мазурина. Генерал был одним из главных заправил земсоюза Западного фронта и тоже работал по питательному делу, но перед революцией перешел на лесное и как-то «переплатил» миллион рублей какой-то графине.
Об этой лесной панаме долго говорили, но революция сгладила все дело: многие экс-генералы уехали и не сдали сумм, находящихся у них на руках. А деньги были большие. Петлюра, между прочим, "не успел" отчитаться. Увлекшись революцией, он забыл о таком пустяке, как отчетность.
Выбившись в люди, Петлюра приобрел осанку и, как начальство, стал напирать на санитаров, конюхов и проч. Обращение Петлюры с подчиненным ему трудовым элементом было далеко не демократическое, а скорее самодержавное: штрафы, увольнения за каждый пустяк. Был в его отделе и случай порки.
Петлюра везде свой человек: летающие сами изобретают—он тут, как тут. Сами не полетели, по сотни тысяч казенных денег полетели. Предприимчивый Петлюра однажды чуть не был произведен даже в адмиралы. Он и его друзья задумали выстроить зем-флот для перевозки по Днепру раненых и больных воинов и для доставки армии продуктов снабжения. Петлюра и его друзья испросили несколько миллионов, и флот был готов. Но выстроили его из ящичной фанеры.
Спустили эти суда на воду (это было в районе Гомеля), поставили на них дорогие 6ензиновые моторы, и фанерный флот оказался вдруг подводным: фанера размокла, расползлись и суда затонули. Так и не стал Петлюра адмиралом. Даже утонуть не успел вместе со своим флотом; утонули лишь миллионы.
Разыгралась революция. Пронырливый Петлюра приехал в Минск. Снял зем-гусарские доспехи и обрядился демократом, облачился в старый пиджачок, штаны но щиколотку, а голову украсил пресловутой панамой. Петлюра что-то надумал, говорили про него.
Кругом митинговали. Сунулся Петлюра в исполнительный комитет земсоюза, а там конюхи и санитары. Петлюру конюхи и санитары за буржуйство забаллотировали и он остался не у дел.
Тогда он вдруг круто меняет фронт, бросает русскую ориентацию и становитса «щирым украинцем».