Белокожая гетера
Появление в Афинах этой женщины заметили сразу: Фрина — так звали гетеру — восхищала красотой и юношу и старца. Что заставило прелестницу покинуть родину, не ясно: жила Мнасарет — её настоящее имя, что значит «помнящая о обродетелях» — прежде в Феспии, близ Фив, и была гречанкой. При этом обладала поразительно белой кожей, не свойственной смуглым жителям Эллады. Решив интересно прожить жизнь, она стала «подругой» — так назвали гетер, занимавших место повыше флейтисток и танцовщиц, чей удел был, и в Греции, и на Востоке, — пиры и утехи, не исключая, и плотские.
В гетерах же, существах иного рода, воплощался идеал гармонии, как её понимали эллины: восхитительное тело и душа — тут и разговоры о философии, и поэзия, и игра на арфе. По сути, это были богини, сошедшие с небес. И поклонение им было почти религиозное.
![](http://mtdata.ru/u21/photo4FC1/20053277941-0/original.jpg#20053277941)
Такие подруги были у всех заметных греков: например, у Перикла, вождя Афин, была Аспазия — философ и красавица, у полководца Птолемея — Таис Афинская, ездившая с ним по покоренным городам. Купаясь в роскоши, эти женщины могли действительно дружить по выбору, хотя и золото кое-что значило: так, однажды к Сесте, греческой гетере, пришёл Крёз, чьё имя стало нарицательным, благодаря богатству: плохо другое — царь был уродлив. Та, чьё прозвище означало «разборчивая», пренебрежительно засмеялась, и, чтобы старик отвязался, назвала фантастическую цену. Крёз, однако, согласился, и скоро его подданные, лидийцы, обложенные непомерным налогом, уже проклинали и сластолюбца, и безумную гетеру. А Фрина, в свои двадцать пять имевшая роскошный дом в Афинах, уже искала не золота: однажды она пришла к Диогену, жившему в пифосе — огромном сосуде для вина, и предложила любовь в обмен на мудрость.
![](http://s49.radikal.ru/i124/0910/35/9c85f47fbf8c.jpg)
Этот маргинал и безбожник, проповедовавший общность жён, был, однако, разборчив: как-то две флейтистки, шутя, предложили: «Диоген, выбирай любую…» И философ презрительно бросил насмешницам: «Парис уже выбрал!». Что ж, на роль прекрасной Елены наша Фрина подходила как нельзя лучше, и сделка состоялась. Кстати, в Греции так часто и расплачивался ученик с учителем — натурой. Впрочем, гетера вряд ли успела набраться мудрости, скорее личных впечатлений, и была в том не одинока: с Диогеном — своим антиподом, аскетом и анархистом, встречался даже Александр Великий. «Что я могу сделать для тебя, философ?» — спросил завоеватель, и Диоген ответил ему: «Кое-что можешь. Прошу, отойди и не загораживай мне солнце».
Встреча Александра Македонского с Диогеном
Разговор у них вышел престранный: философ, живший в бочке спросил, чем займётся Александр, когда завоюет мир? «Тогда я отдохну», — ответил тот. «А я вот уже ныне отдыхаю», — изрёк Диоген. Увы, идеалы собеседников, как
видим, разнились.
Впрочем, жил в Афинах ещё один философ, Ксенократ, ученик Платона, слывший добродетельным — ни одна гетера не
сумела соблазнить его. Обратились к Фрине, подзадорив красавицу: и, тебе, о божественная, подобное не по зубам! Тогда наша шалунья приняла пари. Тёмным вечером она постучалась в дверь философу, моля о помощи — дескать, гонятся грабители, и получила ночлег. Спустя время женщина, скинув платье, оказалась в постели у Ксенократа, но аскет выгнал её! Во след соблазнительнице полетели одежды, но взбешённая гетера, пнув их ножкой, отправилась назад голышом, и запоздалый прохожий мог подумать, что по спящим Афинам гуляет сама Афродита. На утро друзья упражнялись в шутках, но раздосадованная Фрина оборвала их: «Я обещала соблазнить человека, а не статую!» Поистине, философ, в лучших традициях стоицизма, оказался камнем…
С прекрасной Фрины ваяли мраморные статуи: так, Апеллес нарисовал Афродиту, выходящую из моря: мокрые волосы, и лишь кусочек ткани обёрнут у талии.
![](http://s41.radikal.ru/i093/0910/39/c66bfb57f25b.jpg)
Апеллес Фреска "Афродита Анадиомена" Помпеи.
До нас дошла фреска Афродиты Анадиомены, то есть рождённой из моря, возможно кисти этого мастера, столь известного, что к нему приходил сам Александр Македонский.
Мрамор и плоть
Другой скульптор, Пракситель, полюбил Фрину, и решил обессмертить имя красавицы в камне, но едва он высек с неё Афродиту, статуя была куплена жителями Коса, и шедевр отправился на остров, в храм. Нужно заметить, этот вариант богини был драпирован одеждой, и тогда Пракситель совершил смелый шаг — высек с Фрины фигуру, лишённую таковой. Прежде никто не решался ваять обнажённых богинь, и статую долго не покупали. Быть может, мастер и рассчитывал на это, но скоро о шедевре узнали все Афины. Люди приходили любоваться, и историк Лукиан, взглянувший на богиню сзади, в восхищении писал: «Как сладостна улыбка этих ямочек, запечатлевшихся по обеим сторонам округлых бёдер…» Афродита работы Праксителя получила название Книдской — именно жители Книда, наконец, купили статую и поставили в храме.
Афродита Книдская. С Фрины
Впрочем, в Афинах оставалась живая модель, и горожан ждало не менее эффектное зрелище: дважды в год, во время Элевсинских и Посейдоновых мистерий, Фрина приходила в храм Афродиты, сбрасывала с себя одежду и долго стояла обнаженной под восхищенными взглядами собравшихся. Такое поведение не всем было по нраву, и однажды случилась беда…
Под судом
Роскошная гетера стала для многих костью в горле, и, прежде всего для жён, чьи мужья истратили на «подругу» последние деньги. И вот, наконец, нашёлся человек, Евфий, решивший покончить с красавицей раз и навсегда:ь известный оратор, от мстил Фрине за отказ — гетера сама выбирала себе любовников, и Евфия не оказалось в этом списке. В суд был подан иск с
тяжкими обвинениями — безнравственное поведение в храме и, тем самым, оскорбление Афродиты. Кляузник припомнил судьям и неприлично обнажённую богиню Книда, работы Праксителя, и обвинил гетеру в том, будто та отдавалась мужчинам в храме, во время мистерий. В общем, совершено кощунство, и это могло повлечь смертную казнь!
Фрина не на шутку испугалась: бросившись к Гипериду, искусному оратору, она пообещала адвокату лучший гонорар — свою любовь. И тот построил линию защиты на лучшем аргументе — красоте Фрины… Историк Афиней писал, что суд склонялся не в пользу гетеры, и тогда слово взял Гиперид: «Благородные судьи, поклонники Афродиты, посмотрите, а уж потом приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой!» — и резким движением сдёрнул с плеч стоявшей перед судом Фрины хитон, обнажив подсудимую. Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты». Это и понятно: по представлениям древних греков, в таком совершенном теле не могла скрываться порочная душа. Гетеру оправдали.
![](http://s58.radikal.ru/i161/0910/c1/ebd13264f5ff.jpg)
Гетера Фрина - идеал античной Греции
Тут нужно внести поправки к столь эффектному зрелищу: на самом деле, Гиперид обнажил лишь грудь красавицы, но и этого оказалось достаточно. Да и смерть, оказывается, Фрине не грозила: судил её не ареопаг, верховный суд Афин, казнящий и милующий, а гелиэя — суд присяжных. Но и он мог лишить гетеру собственности и изгнать из города, что было бы для неё катастрофой. В результате, напуганная Фрина утешилась в объятиях удачливого адвоката, а клеветник Евфий заплатил крупный штраф.
Гетера долго ласкала Гиперида, пока, наконец, оратора не вырвали из её объятий, чтобы предать смерти: он стал участником заговора. Фрина же с достоинством увядала, и даже в пятьдесят выглядела моложавой — говорили, что она знает секрет крема, разглаживающего морщины. Однако былой прелести приходил конец — увы, таков удел всякой плоти. Когда-то
её считали «сестрой Афродиты», спустившейся на землю, но кто теперь склонит пред нею колени?! Едва увяла красота, мало кто желал «дружить» с гетерой. Иной раз ей вслед кидали камни — развенчанный кумир… Когда Фрина умирала, рядом стоял лишь раб- лекарь.
И всё же, был человек, хранивший искорку былого чувства — Пракситель. Едва Фрина скончалась, он взялся увековечить любимую, и отлил статую гетеры из чистого золота. Теперь гетера «ожила» под своим именем: статуя, установленная в храме Дельфийского оракула, имела надпись: «Фрина, дочь Эпикла из Феспий».
![](http://s50.radikal.ru/i128/0910/5a/e1ab83d9ac05.jpg)
Храм Дельфийского оракула. Развалины
Одежды не скрывали прелести форм, и когда философ Кратет заявил, что это — памятник распущенности нравов, скульптор ответил: мы, люди, поклоняемся красоте, и это отличает нас от животных и богов!
Ангелика Кауфманн. Фрина соблазняет философа...
Источники:
http://www.renclassic.ru/Ru/Phenomenon/652/657/
https://www.google.ru
http://commons.wikimedia.org/
http://www.my-article.net/#get/
http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post234025797/
http://art.mirtesen.ru/blog/43959992707/Getera-Frina-i-Praksitel.-Istoriya-lyubvi
http://clubs.ya.ru/4611686018427432697/replies.xml?item_no=142100