Материал из журнала "Нива" за июль 1916 года.
(Политическое обозрение)
Как переменчивы настроения народов: в то время, как освобожденные нами от турецкого рабства и родственные нам по крови и религии болгары из наших друзей превратились в непримиримых врагов и вместе с немцами подняли оружие против нас, наши вчерашние враги—японцы сделались нашими верными друзьями и ведут борьбу с немцами, как участники антигерманской коалиции.
Здесь чувствуется глубокая разница между низкими рабами и благородными рыцарями Востока. Раб привык пресмыкаться, лгать и подличать, он всегда готов изменить господину. Века гнета и насилия вытравили из его души инстинкты честности и благородства, уважение к своему слову и к своей собственной личности. В течение веков он ежедневно покупал право на жизнь ценою отречения от своего человеческого достоинства, изо дня в день предавал самого себя, свои верования, свою душу и своего бога.
Мудрено ли, что в подходящий момент, когда это покажется ему выгодным, он с удовольствием предаст своего освободителя и нанесет гнусный удар в спину тому, кто проливал свою кровь за его спасение?
Рыцарская психология совершенно иная. Нация самураев исполнена уважения к себе самой и к своему слову. Она могла, по горестному для обеих сторон недоразумению вести войну с Россией, но, когда недоразумение рассеялось, постепенно рассеивается и вызванная им вражда двух благородных народов.
Вчерашний враг превратился в верного друга. Прошлая борьба из-за плохо понятых мелочных интересов в Корее не исключала понимания в солидарности в защите мировых интересов международного права и общечеловеческой культуры от покушения морально одичавших тевтонов. Общая безопасность всех народов Европы и Азии от угрозы германского захвата одинаково дорога для каждого из государств. Участвуя в войне с Германией, каждый народ отстаивает свою собственную свободу и независимость. Участие в антигерманской коалиции в известной мере устанавливало солидарность общих интересов России и Японии, но не связывало их более тесными взаимными отношениями. Эту потребность удовлетворяет только что обнародованный акт нового русско-японского соглашения.
Помимо участия в общей коалиции, обе державы сочли нужным принять еще кое-какие частные дополнительные обязательства друг перед другом. Это вполне понятно и естественно, так как у них, как ближайших соседей на Дальнем Востоке, кроме самозащиты от немецких поползновений, есть еще много своих специально дальневосточных интересов, нисколько не касающихся ни врагов, ни остальных союзников.
Для Японии остаются неразрешенными отношения к С. А. Соединенным Штатам, до последней войны не обнаруживавшим к нам особой симпатии, и к величайшему по количеству населения государству мира — Китаю, который находится в состоянии внутреннего брожения и всегда может занять по отношению к обоим соседям довольно угрожающее положение. Ждет своего разрешения также и участь отторгнувшейся от Китая Монголии.
Соглашение с Россией устанавливает европейскую ориентацию дальнейшей политики Японии. Во главе пробужденного Востока воинственные японцы могли быть угрозой для всей европейской культуры, в союзе с Россией они явятся носителями европейской культуры на Дальнем Востоке. Вместо опасности в более или менее отдаленном времени новой мировой войны, между западными и восточными народами теперь, после счастливого завершения нынешней войны, можно считать более или менее прочно гарантированным долговременный мир на всем материке Старого Света.
С двух концов Азии и Европы отныне будут стоять на страже мира величайшие идеалисты Запада и благороднейшие самураи Востока. Случайная встреча на полях битв не разъединила их навеки, но дала возможность ближе узнать и оценить друг друга, а взаимное понимание позволило им слиться в братский союз во имя великих задач мировой культуры и цивилизации.
|