![](/100let/1916_4/pe_165_1_vo-francii.jpg)
По материалам газет и журналов 100-летней давности.
В парижском кинемо
Корреспондент «Русск. Слова» пишет:
«Les Russes en France» (русския во Франции)—вспыхивают на темном экране большие желтые буквы, и радостное «а-а-а»!, заглушая оркестр, приветливо несется со всех сторон громадного, погруженного в темноту зала.
Оркестр обрывает какой-то бравурный мотив, сопровождавший только что законченную «комическую» картину, и начинает «Боже, Царя храни»!.
Скрипки, флейты и трубы под аккомпанемент пианино красиво и точно поют наш гимн.
— Русский гимн... Русский гимн... слышится отовсюду поясняющий шепот.
Мой сосед справа, коротенький, худой рабочий, похожий на уменьшенного Дон-Кихота с нашитой на левом рукаве белой повязкой, на которой изображена черная бомба (знак рабочего, выделывающего снаряды), громко говорит своей жене, даме весьма солидных размеров:
— А ну-ка, каковы русские солдаты... Всех видели, а этих еще нет...
— О, да! Интересно! Сейчас увидим,—быстро отвечает она, видимо, тоже сильно заинтересованная.
![](/100let/1916_4/pe_168_1_vo-francii.jpg)
Буквы разом исчезают. Перед зрителями часть марсельского порта, по водной глади которого тихо движется маленький буксирный пароходик и тащит за собой на канате громадный пароход, донельзя переполненный компактной массой каких-то однообразных пассажиров. Пароход еще далеко, и ни лиц, ни одежды этих бесчисленных пассажиров разобрать пока нельзя.
— Однако, сколько их там!—удивляется кто-то сзади меня.
Многие из зрителей наклоняются вперед, вглядываются. В зале нарастает напряженное внимание. Воцаряется необычная для французского кинемо тишина. И только оркестр продолжает красиво распевать русский гимн.
![](/100let/pe_169_1_vo-francii.jpg)
Картина мгновенно переменяется. И вот они, наконец, русские солдаты! Прямо перед нами, во весь рост, стоят стройными рядами на палубе парохода. Все высокого роста, молодец к молодцу. Стоят и, усмехаясь, глядят на нас.
— А-а-а!.. О о-о! Voila les Russes!.. Vive la Russie!..—несутся со всех сторон восторженные крики, и весь зал трепещет от бешеных рукоплесканий. И все время, пока на нас с экрана молодцевато поглядывают, вытянувшись в струнку, эти богатыри-солдаты, в зале не стихают ни рукоплескания, ни громкие возгласы удивления и восторга.
Я вслушиваюсь в крики и стараюсь запомнить наиболее показательные из них:
— О, какой видный народ!.. Так вот они какие, эти русские солдаты! Гиганты, да, положительно гиганты!.. Очень удобная у них форма!.. Какие красивые люди!.. Больше всего они похожи на англичан!.. Ну, эти немцам зададут!..
И все эти замечания пересыпаются нескончаемыми криками:
— Vive la Russie!.. Vive notre alliee!.. Bravo les Russes!..
Но вот слышу удивительное, даже и здесь, по своей неожиданности восклицание:
— Да они совсем не черные! (Niens, ils ne sont pas noirs).
Вероятнее всего, что это поразительное восклицание обязано своим происхождением той серии рисунков-открыток, которую недавно можно было видеть в витринах больших парижских магазинов. Какой-то неизвестной художник, нарисовав довольно удачно типы солдат союзных армий, изобразил почему-то русских солдат в виде свирепого дикаря с длинными, всклокоченными волосами и с лицом черным, как у негра. Как видно, среди парижан нашлись доверчивые люди, поверившие тому изображению.
Вообще, нужно сказать, появление наших солдат во Франции рассеет самым радикальным образом множество удивительно уродливых представлений о русском народе, до сих пор еще широко распространенных во всех слоях французского общества.
![](/100let/1916_4/pe_161_1_vo-francii.jpg)
...Новая картина. Наши солдаты быстро спускаются по трапу парохода, пробегают один за другим по марсельской набережной и на бегу ловко отдают честь группе своих офицеров, стоящих к ним спиной.
— Молодцы!.. Вот у них какая дисциплина!.. Какие ловкие солдаты!— Раздаются одобрительные восклицания.
— Удивительно, удивительно!—не устает все время повторять мой сосед с левой стороны, в большой блинообразной каскетке, судя по рукам, тоже рабочий.
— Поп! Поп!—с явным стремлением высказать, наконец, свои познания о России, кричат в зале, когда вдруг на экране появляется внушительная фигура полкового священника, стоящего слишком близко к зрителям и заслоняющего собой почти всю стоящую за ним группу офицеров. Нужно, однако, заметить, что слово «поп» (роре) произносится французами без того отрицательного оттенка, каким оно снабжено у нас, ибо все французы уверены, что иначе, как «поп», мы и не называем наших священников.
![](/100let/1916_4/pe_171_1_vo-francii.jpg)
Но вот появляется на экране новая живая картина. По широкому полю Camp de Maily стройно и в такт, как один человек, проходят перед нами церемониальным маршем русские отряды. Движутся ощетинившиеся штыками бесконечные ряды высоких и ловких солдат, и движутся так величественно-красиво, что единодушный крик восторга вырывается у всех зрителей, и неописуемый энтузиазм охватывает весь зал. И действительно, такое изящно-отчетливое движение массы солдат - редкое зрелище, в особенности для парижан. Восторженным крикам и бурным аплодисментам нет конца.
— Vive la Russie!.. Vive la Russie!.. Vive la Russie!—стоном стоит в зал.
Многие, поднявшись со своих мест, тянутся к экрану через головы впереди сидящих и бешено аплодируют, кажется, что они совершенно забыли, что перед ними только изображение людей, а не сами люди, и тянутся вперед, хотят, чтобы их слышали так красиво движущиеся тени.
Картина исчезает. Зал сразу освещается ярким электрическим светом. Антракт. Но разгоряченные зрители не могут успокоиться. Они громко, перебивая друг-друга, делятся восторженными замечаниями. Шум в зале невообразимый.
С трудом я протискиваюсь среди жестикулирующей, возбужденной публики и, взволнованный, покидаю кинемо.
Еще по теме
|