
Настоящие амазонки некогда существовали в русских войсках и составляли военный караул в Бахчисарае во время пребывания там императрицы Екатерины II.
Ротный капитан таких воинов-женщин, г-жа Сарданова, еще в тридцатых годах, хотя и в преклонных летах, разгуливала по улицам Петербурга в своем театральном наряде. Мундир русских амазонок состоял из юбки малинового бархата, обшитой золотом, на голове у нее был тюрбан из золотой дымки, вышитой золотом и блестками, с большими страусовыми перьями. Вооружение амазонок состояло из одного ружья и трех патронов пороху.
Это фантастическое балетное войско было сформировано Потемкиным из гречанок Крымского полуострова вот по какому случаю.

Однажды, рассказывая императрице про храбрость таврических греков, он уверял, что и жены их все воинственны и храбры. Императрица, смеясь ему заметила:
—Чем он может доказать это?
Потемкин обещался ей представить это в Крыму. Дав такое обещание, он послал повеление балаклавскому греческого полка полковнику Чапони непременно составить из женщин роту.
Полковник вначале был в большом затруднении, как ему это устроить, но потом, посоветовавшись с капитаном Сардановым, решился предложить всем военным дамам вступить в амазонскую роту. Так как Сарданов был старшим офицером в роте, то Чапони предложил его жене быть ротным капитаном и сто дам было собрано под ее начальство.
Рота амазонок встретила Екатерину II недалеко от Балаклавы, в греческом селении Кадыковках. Встреча была сделана очень пышная, совершенно сказочная, с прекрасною декорациею. На четыре версты была устроена алея из деревьев, усеянных лимонами и апельсинами; в конце аллей разбита была великолепная палатка в восточном вкусе, в которой на столе были приготовлены Евангелие, крест, хлеб и соль.

В этой сказочной роте чуть-чуть не вспыхнул бунт и вот по какому случаю: Римский император (Иосиф II), путешествовавший с императрицею, приехал вперед верхом осмотреть балаклавскую бухту и, увидев в конце аллей амазонскую роту, был так поражен миловидностью и красотою русских амазонок, что подъехал к начальнице Елене Сардановой и от восхищения поцеловал ее в губы.
Это так возмутило целомудренных амазонок, что рота взбунтовалась, и только слова капитана укротили бунт. Начальница амазонок заметила своим подчиненным, что император не отнял у нее губ и не оставил ей своих.

При осмотре Балаклавы, Потемкин просил государыню, чтобы она дозволила своей амазонской роте встретить ее ружейной пальбой, но государыня не захотела, подозвала капитаншу Сарданову, подала ей руку, поцеловала в лоб и, потрепав по плечу, заметила:
—Поздравляю вас, амазонский капитан; ваша рота исправна. Я ею очень довольна.
Еще по теме
Примечание: Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).
|